Κυριακή 7 Ιανουαρίου 2018

Православные церкви Мира: от Рождества до Крещения


Василий Ченкелидис*

Православные церкви мира придерживаются как нового Григорианского, так и старого Юлианского календаря. В странах, где проживают последователи Константинопольской, Элладской и Кипрской Православных церквей 6 декабря закончился цикл праздников «Додекамерон», что в переводе с греческого означает «12 дней». В России и других странах, где праздники наступают с 13-тидневным отрывом, «Додекамерон» только начинается.

Его первым днем стало 7 января (то есть 25 декабря, наступившее позже на 13 дней).  Во время зимнего 12-тидневного цикла праздников христиане отмечают Рождество Христово, начало Нового года (День памяти Святого Василия) и Крещение. Все три праздника символизируют начало нового времени. Не случайно, что люди отождествляют  этот период года с новыми планами на будущее и зачастую пересматривают свою жизнь.

Рождество связано с рождением Сына Божьего. Встреча же самого Нового года символична сама по себе. Надежды людей на будущее связаны с его началом уже не одно тысячелетие. Крещение – это тоже  начало. В этот день Иоанн Креститель в водах реки Иордан крестил самого Иисуса Христа. 

В византийский период христианское вероисповедание было государственой религией. Греки придерживались канонов, вводимых церковью после Вселенских Соборов. Обогащалась и народная обрядность. По-новому стали себя чувствовать православные христиане во времена османского владычества. Христианский дух в эту эпоху не только не был утрачен, но невероятно усилился. Особенно ревностно к праздникам переданным им от предков относились сельские жители.

Рождество Христово

Рождество Христово христиане впервые начали отмечать как отдельный праздник в III - IV веках в период существования Римской империи. В первое время Рождество праздновалось в один день с Крещением. Этот обычай сохраняется в Армянской церкви. Все остальные христиане уже более 1600 лет встречают этот светлый праздник 25 декабря. В 529 году византийский император Юстиниан впервые объявил Рождество нерабочим днем.

Юстиниан, мозаика в городе Равенна, Италия


25 декабря наступало по старому Юлианскому календарю на 13 дней позже чем по новому Григорианскому. Православные церкви, придерживающиеся старого стиля, отмечают Рождение Христа позже остальных христиан как православных, так и католиков и протестантов. Позже ими празднуются также Новый год и Крещение.

В самом Иерусалиме в связи с изменениями в календаре Рождество празднуется три раза. Первыми его встречают 25 декабря католики и протестанты, затем 7 января православные Греческого Иерусалимского Патриархата и 19 января (Крещение по старому стилю) – армяне. Элладская Православная церковь (Греция), Кипрская Православная церковь и Вселенский  Константинопольский Патриархат с 1923 года придерживаются нового Григорианского каледндаря.

Встреча Нового года

31 декабря днем Святой Мелании завершается старый год и 1 января начинается - Новый. Те, кто придерживается старого стиля ждут еще 13 дней, когда по Юлианскому календарю наступает первый день года. 1-е января (14-е января по-старому), как начало года, было введено в 48 году до н. э. Юлием Цезарем.

Встреча нового года у римлян была связана с древними языческими обычаями, по-этому  христиане первое время  по настоянию своих духовных лидеров старались встретить новый год по-своему. В первый день года они стали праздновать день одного из величайших святых Василия Великого, родившегося в Понте и ставшего митрополитом в каппадокийском городе Кесария. С ним традиционно связывается и первое праздничное рождественское поздравление, произнесенное  в 376 году.



Митрополит Каппадокийский Василий, ставший святым был глубоко верующим человеком и чудотворцем и в то же время - одним из образованнейших людей своего времени. Он впервые ввел традицию дарить подарки под новый год, особенно детям и нуждающимся. Это был обыкновенный православный греческий священник, а не Санта Клаус и не Дед Мороз.

Современный тип Санта Клауса (Святого Николая Чудотворца, грека из Малой Азии) на Западе совсем не напоминает облик своего прообраза. А дохристианский Дед Мороз и вовсе не имеет никакого отношения к Святому, который, как это говорится в новогодней греческой колядке, приходит к нам уже 16 столетий из греческого города Кесария (находящейся сегодня на территории Турции), освящает дома христиан и приносит подарки.

Крещение

Завершается Додекамерон торжеств праздником Крещения. В этот день освещается вода во всех водоемах. За крестом брошенным в реку, в озеро или в море устремляются плавцы, которые, несмотря на холод, стараются опередить друг друга в старании первыми достичь цели и получить благословление.

Празднование Крещения в Трапезунде в начале ХХ века


6 января, которое по «старому» стилю соответственно наступает на 13 дней позже, по христианской традиции вода в любых источниках и водоемах считается освященной.
Понтийские греки во все времена отличались ревностной верой в Иисуса Христа. Исходя из рассказов очевидцев, даже в 30-е годы ХХ столетия, находились люди, которые могли выпить воду в Крещенскую ночь из обыкновенной лужи и оставались в полном здравии.

Праздником Крещения завершается цикл зимних  праздников «Додекамерон».  С момента освящения воды перестают вмешиваться в жизнь людей и «духи». В греческой народной традиции они получили название «каликандзари». 


*Василий Ченкелидис, историк, Афины (Греция)

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου