Παρασκευή 15 Ιουνίου 2018

Македонский вопрос: На практике соглашение не соответствует принципу «erga omnes»




Мнение о том, что принцип «erga omnes» не соотносится с суверенностью и этнической принадлежностью Скопье, выражает доцент международного права Университета Пантио Ангелос Сиригос* в своем интервью изданию «Liberal».
Он объясняет, что соглашение имеет несколько серых зон, начиная с использования термина «македонский», который воспринимается абсолютно по-разному греками и всем остальным миром по историческим причинам, и заканчивая использованием торговых наименований продуктов, произведенных в Македонии.
«Фактически, жители Скопье, то есть славомакедонцы, будут называться македонцами, а тот факт, что граждане этой страны абсолютно не связаны с древнегреческой культурой, ничего не значит с того момента, как они введут всемирно одобренный термин «македонцы». Через несколько лет никто не и не вспомнит о разнице между древними и современными македонцами. Остальной мир просто будет называть их «Macedonians,» -  отмечает преподаватель.

Интервью Георгиоса Финикакиса c Ангелосом Сиригосом
- Подписание соглашения имеет положительные стороны?
Согласно тому, что было объявлено, именно Скопье должно первым продвигать реализацию соглашения. Только если они выполнят свои обязательства, мы перейдем к нашей части.
Это позитивный момент, потому что наши действия всегда ответны. Мы согласимся на их вступление в НАТО только после того, как они выполнят все свои обязательства, а не потому, что они «изменят» Конституцию.
Другим положительным моментом является тот факт, что соглашение четко разделяет наследие древних греков от людей, живущих в Скопье в современности. В частности, древние македонцы имеют отношение к греческому наследию, в отличие от славомакедонцев. Таким образом, прекратятся все измышления периода Груевского на тему того, что представители его народа являются потомками древних македонцев.
Третий положительный аспект заключается в том, что все символы, используемые для обозначения предполагаемой исторической преемственности славомакедонцев, будут либо переданы муниципалитету Салоники, либо изменены. Но нам нужно изучить текст соглашения, чтобы понять, как это будет работать на практике.

- Но есть ли риск того, что, если двери ЕС и НАТО будут открыты для Скопье, они нарушат часть соглашения, например, не будут менять Конституцию? Сможем ли мы наложить вето? И если мы это сделаем, не окажемся ли мы в невыгодном положении?
Вето было наложено в 2008 году и действует до сих пор. Мы не знаем, каким будет процесс вступления Скопье в НАТО. Нам также необходимо иметь подробную информацию о соглашении, чтобы узнать, существуют ли риски для Греции. Пока ничего определенного мы сказать не можем.

- О каких серых зонах Вы говорите?
Главная проблема с соглашением заключается в использовании термина «македонцы» для людей, проживающих в Скопье. Фактически, жители Скопье, славомакедонцы, будут называться македонцами. Тот факт, что люди этой страны не связаны с древнегреческой культурой, известен уже много лет. Идеология «македонизма» была создана 90 лет назад и основана на концепции разделенной страны. Я не могу понять, как можно принимать название государства «Северная Македония» и в то же время говорить, что его жители, славяне, это македонцы ...

Поскольку это исключительноважный момент для нас, мы понимаем, что в случае с термином «македонский» принцип erga omnes не будет применим, так как он означает, что данный термин является общим для всех. Само понятие «erga omnes» подразумевает, что один и тот же термин применяется повсеместно. Не важно, являюсь ли я гражданином США, Греции или «Северной Македонии», я буду использовать один и тот же термин везде.
В соглашении предусматривается, что греки не будут называть жителей Скопье «македонцами/ гражданами Республики Северная Македония», но «гражданами Северной Македонии».
И это упраздняет принцип ergao mnes. Это адаптация старой позиции Скопье, утверждающей, что «мы будем называться, как хотим мы, а вы можете называть нас, как хотите вы». Поэтому главная проблема заключается в том, что  у нас появляется «Республика Северная Македония», где проживают македонцы. Факт того, что есть древние македонцы и современные македонцы, будет забыт через несколько лет.

- Вы говорите, что остальной мир не назовет их «македонцами / гражданами Республики Северная Македония», но как?
Остальной мир назовет их македонцами. И точка.

Насколько важна проблема национальности в соглашении?
Вот еще одна серая зона. И я напоминаю вам, что существуют статьи в Конституции Скопье, которые прямо упоминают македонцев.
Конституция Бывшей югославской республики Македония содержит конкретные пункты, прямо указывающие на «македонцев». В преамбуле к Конституции говорится, что государство Македония является результатом многовековой борьбы «македонского народа».
Статья 36 говорит об особых правах, предоставляемым всем тем, кто боролся за «идею македонского народа как отдельного этноса». Статья 49 говорит о «правах лиц, принадлежащих к македонскому народу в соседних странах». В статье 56 говорится об охране «исторического и культурного наследия македонского народа». Наконец, статья 78 говорит о Совете межэтнических отношений. Там предусмотрено, что в Совете участвуют по два представителя от «македонцев, албанцев, турок, влахов и цыган, а также два представителя других этносов в Македонии». Будут ли изменены эти статьи? Мы этого не знаем, это еще предстоит выяснить.

- Что происходит с торговыми наименованиями продуктов?
Действительно, это еще один необозначенный вопрос о торговых наименованиях продуктов, произведенных в Македонии. Возьмем, к примеру, «синомавро», вино из Македонии. Какой именно Македонии? Греческой или Северной? Можем ли мы использовать термин «Македония» для вин, произведенных в Наусе, Иматия? Какой термин будет использовать Скопье? Я говорю о практических проблемах, решения которых я не знаю.

- В заключение, можете ли вы сказать, что это правительство оставляет «мину замедленного действия» для следующего? Я спрашиваю об этом, потому что «Дорожная карта» предусматривает ряд процедур, таких как первый референдум в Скопье. Пока все эти процедуры будут выполнены, есть вероятность, что правительство в Греции поменяется, и сможет ли следующее правительство справиться с этим?
Как только в Скопье будет достигнута договоренность, у нас в Греции начнутся немедленные политические процессы. Самым сложным временем станет осень, как только Скопье выполнит свои собственные обязательства и  проведет референдум. Тогда дело дойдет до греческого Парламента. Скорее всего, ΑΝΕΛ не будет в правительстве. Конечно, ΣΥΡΙΖΑ может сформировать правительство меньшинства и продолжать управлять страной, Конституция это разрешает, но такого еще не было. В этом случае соглашение будет представлено в Парламенте для утверждения и может быть проголосовано «за».

Также возможно, что соглашение будет отправлено на ратификацию в Парламент в начале 2019. В таком случае ΣΥΡΙΖΑ  предпочла бы провести выборы в мае, оставив этот вопрос нерешенным, тем самым перекладывая решение проблемы на оппозицию. В период выборов они будут постоянно поднимать вопрос об отрицательном отношении партии «Новая Демократия» (Νέα Δημοκρατία) к соглашению. Если, по прогнозам, «Новая Демократия» придет к власти после выборов, соглашение станет первой миной, оставленной нынешним правительством.

* Ангелос Сиригос, доцент Международного права в Университете Пантио.
Перевод с греческого языка статьи «Στην πράξη η συμφωνία δεν είναι «erga omnes» (www.liberal.gr (φωτο: www.thetoc.gr) 
– Ольга Георгиади,
редактор – Василий Ченкелидис

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου