Τετάρτη 13 Ιουνίου 2018

Греки СССР в межвоенный период




Pontoshistory.gr предлагает своим читателям перевод с греческого языка статьи доктора исторических наук Власиса Агтзидиса (Афины, Греция) «Греки СССР в межвоенный период» 

Власис Агтзидис*
В воскресенье, 27-1-2013, в газете «Элефтеротипия» («Ελευθεροτυπία») была опубликована статья под названием «Когда греческие коммунисты пришли к власти». В ней речь шла об очень специфическом и неизвестном историческом процессе, который происходил в СССР в 1917-1937 годах. Нужно отметить, что год, принятый за начало периода (1917), имеет только символическую ценность, поскольку фактическое осуществление власти греческими партийными организациями начинается только с полной советизации бывшей Российской империи. Особую ценность этой статье придают выдержки из статьи Христоса Кефалиса, автора и члена Редакционного комитета журнала «Марксистики Скепси (Марксистская мысль» – «Μαρξιστική σκέψη»). В этом журнале, в текущем выпуске, есть гораздо более широкое обсуждение данной темы, часть из которого и была опубликована  в газете «Элефтеротипия» («Ελευθεροτυπία») под тем же названием.

Когда греческие коммунисты пришли к власти ...

В Советском Союзе межвоенного периода вплоть до 1937 года сообщество греческих коммунистов занимало одну из ключевых позиций в новом социальном устройстве страны, которое было основано на равенстве различных этнических групп. Тем не менее, действия греческих коммунистических организаций в Советском Союзе до 1937 являются одними из самых неизученных вопросов современной греческой историографии и греческого коммунистического движения.

ЯннисПасалидис с женой и сыном Аристотелем в Сухуми

После Малоазийской Катастрофы в Османской империи и утверждения власти Советов, в СССР проживало десятки тысяч греков. С самого начала было сформировано новое греческое большевистское руководство, которое всячески пыталось культурно и политически развивать греческие общины. Таким образом, был создан новый вид эллинизма - советский эллинизм, полностью автономный, не связанный с идеологией «Матери-Родины». Этот эллинизм был создан в специальных греческих центрах, приобрел внутренние черты и четкую структуру, стал «пристанищем» для покинувших «буржуазную Грецию» коммунистов, реализовывал самые передовые идеи греческого сообщества в советской действительности. Советская направленность многих греческих общин обеспечивалась греческими партийными организациями, которые таким образом получили значительное влияние и осуществляли самые смелые культурные реформы (например, введение современной народной разговорной формы греческого языка и алфавита из 20 символов).

Более 300 000 греков

Греки, оставшиеся в Советском Союзе, были одной из 160 национальных групп, которые формировали многонациональную концепцию СССР. Они принадлежали к различным национальным сообществам, таким как понтийские греки и греческие мигранты 18-го и 19-го веков, мариупольские греки, беженцы из Малой Азии, члены семей и друзья коммунистов из Греции. Их точное число трудно подсчитать, количество греков варьируется от 300 000 до 440 000 человек, из которых 80% были земледельцами, а около трети имели греческое гражданство. Эта информация составляла неизвестные страницы современной греческой истории, отчасти по причине того, что, несмотря на лояльность греков к коммунистической партии и советскому режиму, многие из них стали жертвами расистской политики сталинизма и, с другой стороны, по причине того, что греческая историография глубоко интровертирована. Есть, конечно, еще одна причина, связанная с методами организации политики современных государств и способами формирования доминирующих идеологий. Поскольку современные границы государств были определены в тот момент, когда многонациональные империи распались и превратились в отдельные национальные страны, мы привыкли думать только о том, что находится в пределах наших границ. Греческие границы, которые в конечном итоге сформировались в результате трагедии 22 года, повлияли на путь восприятия современной истории как провластными партиями, так и греческим левым движением. Движением настолько разнообразным и многогранным, как и античный мир, пока он не был ограничен границами и нормами национального государства. Именно тогда одна из множества исторических линий развития государства стала доминирующей, а коммунистическое движение греков в Измире, Трабзоне, Стамбуле, Одессе и Сухуми полностью исчезли со сферы интересов даже историков. И все же!

Возможно, некоторые из исторический теорий когда-нибудь смогутстать более значимыми, чем общепринятая, ведь в межвоенный период Советского Союза греческие коммунисты имели достаточное влияние на многие сферы жизни Страны Советов в течение целых двадцати лет. Национальная политика, проводимая в Советском Союзе, выступала за политическое равенство и учет интересов различных народов, которые составляли советскую демографическую структуру. Таким образом, интересы многочисленных греческих сообществ СССР представляли греческие партийные организации, которые, в свою очередь, подчинялиськоммунистической партии. В некотором смысле, греческие коммунисты фактически осуществляли руководство, формировали общественные структуры, создавали новый, причудливый вид «советской Греции» в Причерноморском регионе, с четкой культурной идентичностью, которая очень отличалась от собственно Греческой Республики на Балканах. Более аналитически эта ситуация описана в выпуске журнала «Μαρξιστική σκέψη», откуда мы и позаимствовали название сегодняшней статьи. Греческое сообщество Советского Союза, после переселения некоторой его части в Грецию в период 1919-1922 гг., было лишено традиционного духовного и политического руководства своей Родины. Новая интеллектуальная элита, созданная в послереволюционных условиях, пыталась совместить необходимость «воспитания народа» с советской идеологией.
Представителями данной элиты были такие личности, как Георгиос Склирос, Яннис Пасалидис, Георгиос Фотиадис, Янгос Канонидис, Владимир Триандафиллов, Николаос Анастасиадис, Орианос Алексакис.

Была совершена попытка сформулировать «большевистскую» интерпретацию греческих культурных и политических ценностей. Еще со времен Октябрьской революции (октябрь 1917) греческие революционные организации и общества, симпатизирующие большевикам, развернули активную деятельность во всех местах компактного проживания греков. В районе Закавказья, главным образом, в Грузии, большинство греческих революционеров поддерживали деятельность социалистов-революционеров или меньшевиков, например, в районе Карса, большинство учителей-греков были членами Партии социалистов-революционеров. В последующий период становления власти большевиков на территории бывшей Российской империи греческая элита стремилась создать греко-советское образование, независимое от Греции, а также греческую советскую культуру. Первоначально в центре внимания греческих активистов был юг России, Кубань, а именно Краснодар. Проект был разработан в рамках национальной политики внедрения новой системы организаций греков в отдельные партийные ячейки. Важными политическими центрами для греков Кубани стали станица Крымская и район Мариуполя. 20 000 греков проживало в Крыму, в городах Ялта, Севастополь, Евпатория, Симферополь и Керчь, а также в окрестностях этих городов. На Кавказе такие центры располагались в центральной Грузии, Абхазии и Батумской области. 90 деревень и поселков Грузии и Абхазии были греческими, а немного дальше на юг, в Аджарии, греки проживали в 11 деревнях и городах. Греческие деревни широко праздновали главные советские праздники, такие как День Октябрьской революции, 1 Мая, Международный Женский день 8 марта, День Советской Армии и т.д. Например, во время первомайского шествия греки шли отдельной национальной колонной со своими флагами.

Греческие «Колхозы»

В районах компактного проживания греков колхозы, которые повсеместно создавались после принудительной коллективизации (1928), получилигреческие названия, заимствованные из истории греческого и международного коммунистического движения. Это «Победа», «Вперед», «Радикал», «Коммунистическая партия Греции», «Никос Захариадис», «Союз», «Пример», «Восьмой съезд партии», «Вперед к социализму», «Большевик» «Красная Армия», «Карл Либкнехт», «Греческий», «Красный флаг», «Звезда», «Ленин», «Сталин», «Двенадцать лет существования Красной армии» и т.д. Созданы греческие кооперативыпекарей, сапожников, столяров, а такжесоюз потребителей.
Принятие советским руководством диаметрально противоположного курса в национальном вопросе в период полного господства сталинизма привело в 1937 году к отмене всех достижений предыдущего периода, с уничтожением греческого влияния, запретом греческого образования, ликвидации греческих автономных областей и, наконец, к массовому насильственному переселению значительной части греческого населения в Центральную Азию и Сибирь. Все это проходило в сочетании с национальной гомогенизацией, которую проводило руководство страны. Греки, многие из которых были беженцами из Малой Азии, стали считаться «врагами народа» и потенциальными «агентами капиталистической Греции». Греческие школы были закрыты, типографии были разрушены, греческие автономные области - отменены. Высшее руководство греков - а с ними члены и союзники Коммунистической партии, бежавшие из Греции в СССР в 1928 году – было уничтожено в концлагерях Сибири.

Автономные греческие районы

Одним из наиболее важных показателей греческого влияния в первый советский период было создание национальных районов в местах, где большая часть населения были греками. Советская система административного деления на тот момент способствовала появлению автономных греческих районов.

Эта система в виде пирамиды выглядит следующим образом: Советский Союз, Социалистические республики, автономные Социалистические Республики, автономные округа, автономные районы. Вплоть до 1938 года было создано четыре автономных греческих района. В начале 1928 года создано три автономных греческих района на юге Украины: в Донецке и Мариуполе. Решение было принято ВЦИК Советской Социалистической Республики Украина. Но самый главный и наиболее изученный район был создан на левом берегу реки Кубань, на юге России, 27 февраля 1930 года по приказу Исполнительного комитета партии. Район получил название «Греческий район», его центром стал город Крымск. В районе преобладал греческий язык, названия улиц, общественных магазинов, школ, милицейских участков были также на греческом.  Большинство населения составляли греки, которых насчитывалось 60 000. Создание Греческого района, как магнит, притягивало греков как Советского Союза, так и зарубежья. Туда переехали многие из членов Коммунистической партии Греции, бежавшие в СССР, чтобы спасти себя от антикоммунистического преследования. Все руководство партии Греческого района было арестовано во времена сталинских репрессий 1937-1938 гг., большинство их них будет осуждено и казнено.

*Власис Агтзидис, доктор исторических наук, специализация: история греков СССР (Афины, Греция)

В дополнение...
Христос Кефалис, писатель, члена Редакционного комитета журнала «Μαρξιστική σκέψη» – «Марксистская мысль»).

Неизвестные страницы истории

Открытие неизвестной страницы истории часто проливает свет на то, что до сих пор считалось очевидным, и это помогает пересмотреть стандартные представления, будь то история одного народа или события мирового масштаба. История понтийских греков в СССР также принадлежит к этой категории неизведанных страниц, и исследование их помогает прояснить основные события той эпохи. В данном случае, конечно, это послереволюционная России и ее развитие в годы НЭПа и сталинский период. Эти изменения затронули не только судьбу народов СССР, но весь мир, охватив любую сферу общественной жизни и человеческой мысли.

Ценные данные, которые были выявлены в результате кропотливой научно-исследовательской работы, объясняюти показывают столкновение сил, определивших ход и исход первого социалистического эксперимента. Эти события, как выше отмечено, игнорирует современная греческая историография, так как, с одной стороны, признание существования небольшой «Советской Греции» никак не согласуется с линией консервативных историков, а с другой стороны, потому что трагическая судьба греков-коммунистов, ставших жертвами сталинских репрессий, не соответствуют клише отечественного догматизма.

Конечно, всем известны противоречия, которыми отмечен советский курс. Свобода в годы НЭПа, когда приоритет предоставляется выражению национальных культур, художественному поиску и т.д., была заменена сталинским режимом, который уничтожил эти достижения. Несмотря на то, что после распада СССР многие советские архивы стали доступны для изучения, исторические исследования освещали ситуацию только в известном ключе, а исследовательского материала было явно недостаточно.

Лишь недавно историкам удалось произвести анализ сложных процессов в советском обществе, создать новую, более глубокую оценку исторических событий. Немного исследователей с удовольствием изучают богатые советские архивные материалы до и после 1990 года, чтобы рассказать о ранее неизвестных нам событиях мировой истории.

(Статья на греческом языке «Οι Έλληνες στο σοβιετικό Μεσοπόλεμο», Βλάσης Αγτζίδηςwww.kars1918.wordpress.com)

Перевод с греческого для www.pontoshistory.gr:
Ольга Георгиади
Редакция: 
Василий Ченкелидис, историк

На главной фотографии: Собрание в Анапе, юг России, греческих работников колхоза. Агитационный плакат написан с помощью 20-буквенного греческого алфавита: «Готовность к реализации 5-летнего плана»


Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου