Τρίτη 5 Ιανουαρίου 2021

История Понта (7): «Греки Понта и христианская Византия»

 


Василий Ченкелидис*

Курс лекций Василия Ченкелиди «История Понта» для Московского Общества Греков. Лекция II: «Понтийские греки: от Византии до Трапезундской империи» состоялась 15 февраля 2019 года в стенах Московского дома национальностей.

(Смотрите видео лекции ЗДЕСЬ)

Статья VII: «Греки Понта и христианская Византия»

Одним из основных очагов распространения новой веры на заре зарождения христианства был полуостров Малая Азия. В его северо-восточной части, в Понте и в Каппадокии, уже в первые века после Рождества Христова христианские ценности были приняты местным греческим населением и изменили устройство жизни в Древнем мире. При римском императоре Константине I Великом, перенесшем столицу империи в Новый Рим (древнегреческий город Византий), западная часть Понта была названа Еленопонт (Ελενόποντος) в честь его матери Елены.

Понтийское население, готовое духовно к принятию новой веры, привлекло внимание Апостолов и христианских просветителей, проповедующих Святое писание. Распространению нового учения помогли греческий язык и греческая философия, ставшие основными орудиями проповедников. Христианство принесло понтийцам, как и всем грекам, долгожданное единение между собой. Одним из основных моментов, поменявших устои жизни древнего периода, была отмена рабства в Восточной Римской империи, позже названной историками Византией.

Христианство – религия греков византийского Понта

Первым христианам в Понте пришлось нелегко. Во время правления римского императора Диоклитиана (284 – 310 г.г.) гонения на христиан приняли форму организованного истребления. Трагической была насильственная смерть жителей Трапезунда Евгения, Кандида, Валериана и Акилы ставших святыми. Святой Евгений был епископом в Трапезунде и продолжал дело Святого Андрея Первозванного, основавшего христианскую епархию в регионе. 

После своего посещения Иерусалима апостол Андрей еще в I веке после Р.Х. добрался до понтийского побережья и побывал в городах  Синоп, Амасия, Амисос и Трапезунд. Результатом миссионерской деятельности Святого Андрея Первозванного стало возведение на понтийской земле христианских святынь – храмов и монастырей.



Император Константин Великий положил конец политике насилия над христианами в Римской империи, и христианство стало равноправной религией. В 325 году Константин Великий созвал Первый Вселенский собор в городе Никея в Малой Азии. В соборе принял участие епископ Трапезунда Домнос, вместе с пятью другими епископами из пяти понтийских городов: Амасии, Комана, Зилы, Неокесарии и Питиунда.

Понтийские монастыри и управление церковными епархиями

В III веке в Понте уже существовал монастырь Святого Иоанна (Вазелон). Он был основан в 270 году. В VI веке персам удалось разрушить этот архитектурный памятник. По приказу византийского императора Юстиниана, при котором был воздвигнут новый храм Святой Софии в Константинополе, понтийский монастырь Святого Иоанна  восстановили. За работами следил лично великий полководец того времени Велиссарий.

Разрушенный турками Монастырь Святого Иоанна Предтечи (Вазелон)

В
IV веке в Понте двумя монахами из Афин Варнавой и Софронием был образован монастырь Панагия Сумела, ставший символом понтийского эллинизма. Икона Панагии Сумелы, перенесенная в Понт чудесным образом, была написана самим евангелистом Лукой и сначала называлась Панагия Афинская. Монастырь Панагия Сумела (Богородица на горе Мела), в котором с самого начала уделялось большое внимание наукам и врачеванию, был основан в 386 году в долине реки Пикситис.

Монастырь Панагия Сумела

Третьим монастырем в Понте был монастырь Святого Георгия Перистереота. Он был основан в 752 году и сыграл в истории понтийских греков и всего христианского мира не менее важную роль чем «Вазелон» и «Панагия Сумела».

В Понте находились и другие известные монастыри: Святого Георгия Халинара, Панагия Гумера, Святого Георгия Хутура. Последний монастырь был образован в XIV веке при императоре Трапезундской империи Алексие III Комнине.

Монастырь Святого Георгия Перистереота


Понтийское Управление Византии состояло из 11 государственных и церковных епархий. Оно распространялось от Пропонтиды (Северо-запад Малой Азии) до Кавказа. Епархии эти назывались Вифиния или Галация, Пафлагония (Пафра), Онория, Вторая Галация или Салутария, Каппадокия Первая, Каппадокия Вторая, Еленопонт, Понт Полемонийский, Армения Первая, Армения Вторая. В каждой епархии была своя церковная митрополия во главе с митрополитом. Центром Понтийского Управления был город Кесария в Каппадокии. Именно оттуда в греческие семьи каждое 1 января «приходит» Святой Василий и освящает вхождение в новый год (как это поется в греческой новогодней колядке). 

Святой Василий, грек понтийского происхождения, был митрополитом в Кесарии в IV веке. Он и Григорий Богослов сыграли важную роль в проповедовании христианского учения и становлении монашеской жизни в Византии. Они составили свод канонов монашеской жизни и сохранили в православном монашестве греческий дух, отклоняя все восточное и чрезмерное.

Понтийцы – ревностные христиане

Понт был одним из основных регионов Восточной Римской империи (Византии). С 1204 по 1461 годы в регионе существовала Трапезундская империя, управлявшаяся императорами византийской династии Комнинов.

Во время проведения Четвертого Вселенского Собора в 451 году важную роль в его проведении играл митрополит Трапезунда Атарвий. Здесь же присутствовали митрополиты из других митрополий Понта и Кавказа в том числе и митрополит Гагринский Петрос. В тот период основным населением всего побережья Понта Эвксинского (Черного моря) были греки.

Год за годом, век за веком, христианство стало занимать важное место не только в среде греческого населения, но и соседних народов. В X веке от Византии приняла Крещение Киевская Русь. В этот период Святой Афанасий Святогорский (Трапезундский) создал обитель Святой Лавры на Афоне и стал составителем законов монашеской жизни на Святой Горе. Другой трапезундец Святой Дорофей Неос повлиял на духовный подъем в Монашеской Политии, созданной на канонах греческой жизни. 

Святой Афанасий Святогорский 

Несколько позже, в 1054 году, Христианский мир окончательно разделился на Православный и Католический. Греки Византии пригласили на Афон монахов от каждого православного народа и выделили для их монашеской жизни отдельные монастыри и скиты.
 

В 961 году Афанасий Трапезундский по предложению командующего византийскими войсками Никифора Фоки, ставшего позже императором Византии, принял участие в военных операциях по освобождению острова Крит от арабов. Афанасий поддержал дух и освободительный настрой греческой армии и остров был освобожден. После чего в его восточную часть для возвращения местного населения в православную христианскую веру были переселены десятки греческих семей из Понта и других регионов Малой Азии. 

По приглашению Никифора Фоки на Крит также прибыл известный понтийский православный миссионер Никон Метаноитэ (метаноитэ в переводе с греческого – кайтесь) и стал проповедовать исламизированной части критян Евангелие, говоря при этом – кайтесь. Многие критяне, обращенные в Ислам в период 130-летнего арабского владычества, вернулись в свою Греческую (Православную) веру.

Икона Никона Матаноитэ

Понтийские греки играли значимую роль в жизни Византии, и сам Понт Эвксинский был одним из основных регионов Греческого и Христианского мира Средних веков.

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк, член Комитета Понтийских Исследований (Афины)

Главная фотография: Кафедральный собор Трапезундской империи, церковь Святой Софии (фото В. Ченкелидис)

Смотрите видеоПервой лекции (здесь): Греки Древнего Понта 

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου