Τρίτη 20 Μαρτίου 2018

«Греческое настроение в творчестве Нины Иоанниди» – выставка в Краснодаре

«Греческое настроение в творчестве Нины Иоанниди», выставка под таким названием пройдет в Краснодаре в частной Галерее Ларина с 23 по 30 марта.

Открытие выставки в 18.00
      
Культура обширной греческой ойкумены, такая пестрая и многогранная во всех своих проявлениях, стала источником вдохновения для молодой художницы  Иоанниди Нины. В графических и живописных работах Нины нашли отражение разные периоды истории  ее народа. 

Античный мир древних эллинов, когда-то вырвавшись за балканские переделы,  щедро раскидал драгоценные камни и песчинки своей культуры по всему свету. Греческой ойкумене, возникшей в эпоху эллинизма на  обширной территории далеко за пределами исторической родины, суждено было не только влиять на окружающую действительность и формировать ее, но и впитывать извне то, что помогало обретать ей новые формы. Символы, персонажи и собирательные образы, созданные молодой художницей, увлеченной историей и культурой греческого народа, уносят нас к подножью Олимпа, на побережье Понта Эвксинского, к Святой Горе Афон.




Греция в работах Нины начинается с мифов и легенд. В серии офортов «Критский бык»  перед зрителем предстает  сотканный из детских впечатлений образ мифического животного. Любимец  царя Миноса, взирающий на мир  спокойным взглядом, в следующем офорте превращается  в бешенное животное, на которое наслал безумие сам бог моря Посейдон. В третьем офорте запечатлена победа Геракла над Критским быком, в честь которой были учреждены Олимпийские игры.   



Еще одна серия офортов, представленных на выставке, посвящена  двум знаменательным событиям  – тысячелетию русского монашества на Святой горе Афон и Перекрестному году культур Греции  и России. Центр триптиха – офорт «Святая Гора Афон», по обеим сторонам от которого расположены Симоно-Кананитский  монастырь в Абхазии и  Свято-Успенский  монастырь на горе Машук. Тема исторического и духовного единства двух православных государств – Греции и России проходит красной нитью через все три работы. О роли Афона в развитии духовных связей России и Греции говорится в статье художницы «Святая Гора Афон», опубликованной в сборнике материалов  II  Международной научно-практической конференции эллинистов, проходившей в Кубанском Государственном Университете в 2016 году.



В работах на тему исторической родины, отчетливо прослеживается авторская мысль о силе эллинистического мироощущения, присутствовавшего на  протяжении всей истории существования Греции - и в период расцвета, и во времена упадка и угнетения. В натюрмортах «Связь времен» рядом с античными статуями и амфорой автор располагает  понтийскую лиру, инструмент, который сегодня называют голосом души понтийского  народа. В каждом движении смычка по его струнам слышна  многовековая история понтийских греков,  сплетенная из горя и радости. В серии мужских и женских портретов в национальных понтийских костюмах, совершенно разных по характеру и темпераменту, отчетливо прослеживается одна характерная черта  для всех – свободолюбие и независимость.  Страсть к свободе читается в осанке, в каждом взгляде и повороте головы, она  объединяет всю серию в единое целое.



Центральное место в экспозиции, посвященной  теме истории и культуры греческой ойкумены, занимает живописная композиция «Понтийская свадьба».  Идея преемственности культуры древней Эллады далеко за ее территориальными  пределами  нашла выражение в символах, всплывающих отдельными эпизодами по всему полотну. Доминирующие архитектурные образы – византийский  православный  Храм, у стен которого стоит священник,  готовый благословить  союз молодых, и Акрополь со статуей Афины - богини мудрости, справедливости и победоносной войны. 



Православный  Храм расположенный практически в одной плоскости с фигурами главных героев, представлен   как  символ христианской религии и неотъемлемой части жизни  и культуры греков.  Акрополь,  изображенный  парящим в небесной дали, является напоминанием о  величии Эллады, прямыми наследниками которой считали себя греки Византии и Понта. 




Горизонтальные полосы колонн архитектурного ансамбля отражаются в водах Гостеприимного Черного моря и равномерно растекаясь, создают намеки на  изображение современного государственного флага Греции. Символы античного наследия расположены по всему периметру работы.  Это изящные амфоры  и краснофигурные блюда архаического периода с античными профилями; легендарный корабль аргонавтов, проложивших путь к берегам Черного моря; мифический персонаж,  взирающий сквозь века с философским спокойствием на происходящее пиршество и тихонько попивающий вино, разбавленное струей прохладной воды из парящего в воздухе кувшина. Вот такой видит  Нина свадьбу  времен расцвета Византийской империи – большим праздником под названием «Хара», что в переводе с понтийского означает «свадьба» и «радость».



Для Нины Иоанниди культурная история  греческой ойкумены – неиссякаемый источник для реализации творческих планов; ключ, открывающий возможность создания своего неповторимого почерка; ось, на которой вращается ее собственный мир искусства.  

(Фотографии картин предоставлены Ниной Иоанниди)

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου