Τετάρτη 19 Ιουλίου 2017

Афродита: Античный космос в интерпретации современного художника




Афродита... Новая работа гречанки из России, художницы Нины Иоанниди.
  
Если олицетворением мужского совершенства  в древнегреческой мифологии являлся Аполлон, то идеалом женской красоты была Афродита, богиня, входившая в ряд двенадцати великих олимпийцев. Образ ее великолепен в своей двойственности, в ней, как и в Аполлоне воплощены противоположные начала, создающие удивительный магнетизм и  притягательность. 

Она и благосклонно покровительствует влюбленным, и жестоко мстит тем, кто отрицает высокое и светлое чувств любви. Она созидатель и разрушитель в одном лице, ведь именно ей принадлежит роль помощницы коварного похищения Парисом прекрасной Елены из дома греческого царя Менелая.  Афродита - воплощение греха, образец чистейшей красоты и олицетворение   вечной  молодости, и  вместе с этим она - покровительница  брака и  деторождения, защитница человека и его очага. Женщин она наделяет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.
       
Обращаясь к образу Афродиты, художница  Нина Иоанниди продолжает галерею античных персонажей, так близких по духу и значимости  в мифологии древней Эллады. За основу в работе «Афродита. Связь времен и цивилизаций» взято античное изваяние богини, известное в современной культуре под именем Венеры Милосской. Свое римское имя Афродита получила в период эллинизма, когда Рим, поработивший древнюю Греции,  фактически был покорен ее культурой. Интересна история, связанная с находкой статуи, она до сих пор окутана тайной и  вызывает споры.  Статуя Афродиты была найдена на острове Мелос,  как свидетельствует надпись, автором этого произведения был скульптор Александр, или Агесандр, точно определить  имя скульптора  уже не сможет никто, так как несколько букв из подписи были стерты. 



Время создания Афродиты,  по всей вероятности,  относится к эллинистическому периоду. Однако, принадлежность статуи к классической эпохе могла увеличить  ее ценность во много раз, что и стало причиной таинственного  исчезновении постамента, на котором были выгравированы имя автора и дата создания статуи. Искусствоведы 19-го века, исходя из соображений большей практичности,  присвоили авторство великому  греческому скульптору  Праксителю.  Это позволило поставить статую в ряд произведений, принадлежащих к классической эпохе (480 - 323 г.г до н.э.), творения которой ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода (323 – 30 г.г до н.э.). Сменив несколько владельцев, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который  в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.
     
Трудности, возникшие при определении принадлежности к эпохе, объясняются так же  необычностью образа Афродиты Милосской для периода эллинизма. По мнению исследователей  ни одно произведение эллинистического искусства не несет в себе так много черт  искусства высокой классики. Возвышенная красота  полуобнаженной богини уносит  зрителя  в эпоху классицизма, черты которого осязаемы в каждой детали. Главной характеристикой Афродиты, принадлежащей к эпохе эллинизма, должна была бы быть чувственность, в то время как в образе Венеры Милосской  наряду с чувственностью присутствует высокая нравственность.   Благодаря выбранной позе и пропорциям тела  ее фигура кажется монументальной, полной величия и вместе с этим очень гибкой, подвижной и женственной.
     
Интерес автора к образу Афродиты, вызван так же тем, что подобно культу Аполлона, ее культ выходит за пределы Эллады в период эллинизма. В греческих полисах Понта   Афродиту считали покровительницей любви и красоты, а также морской богиней, помогавшей морякам и торговцам, так нуждавшимся в помощи высших сил. Новая роль небожительницы, связанная  с покровительством в морских путешествиях, видимо, была связана с легендой о ее происхождении из морской пены. Интересно, так же, по мнению историка С.Ю. Сапрыкина, что  Афродита имела связь с обожествлением воды и источников, что было очень актуально,  для Понта, где преклонялись перед нимфами -  покровительницами лечебных источников. Кроме того, в греческих колониях Понта Афродита почиталась как символ материнства и плодородия, охранительница и заступница человека и его семьи.    О том, что культ Афродиты был одним из наиболее популярных в крупных колониях побережья Черного моря, свидетельствует то, что в ее честь было возведено много храмов.  А обнаруженные во время раскопок ритуальные предметы и сосуды с изображением Афродиты, говорят об особом отношении местного населения к ее культу. Афродита  эллинистического периода проникает во все сферы сакрального мира человека, начиная с его рождения и до смерти – на погребальном инвентаре часто встречаются сюжеты с ее участием. Постепенно образ Афродиты периода колонизации греками черноморского побережья становится одним из самых распространенных, можно даже сказать – универсальным.  
      
В авторской интерпретации  Нины Иоанниди образы Афродиты и Аполлона перекликаются между собой, создавая ощущение взаимодополнения и взвимопроникновенния. Одинаковая манера письма, аналогичное насыщение символикой, и главное – выбор цветового решения делают эти работы близкими к диптиху. Именно античные  символы вместе с главными персонажами, на фоне благородного цвета золота и символичного для южной страны цвета моря и неба, раскрывают, по мнению автора натюрмортов, космическую сущность главных героев.  Так же как  Аполлон, Афродита расположена в самом центре натюрморта, в окружении персонажей и предметов, дополняющих и украшающих ее образ. Дельфины, верные спутники  вышедшей из морской пены прекрасной богини, несутся вперед по волнам Эвксинкого Понта, символически  выплескивающегося из амфоры классического образца, намекая на путь, открытый богами для греческих колонистов. Ведь в  греческих полисах Понта  в эллинистическую и римскую эпохи Афродиту, как говорилось выше,  считали не только покровительницей любви и красоты, а также богиней, помогавшей морякам и торговцам, постоянно курсирующим между родной Элладой и новой родиной на берегу Черного моря.
       
Еще один символ включен в предметный мир натюрморта – понтийская лира – инструмент, на первый взгляд, не имеющий отношения к античности. Однако, лира, пришедшая  к грекам Понта из Персии во времена Византийской империи, превратилась  в национальный инструмент,  ярко представляющий культуру греческого населения греков Черноморского побережья. Периодом рассвета этого символа понтийского мира стала эпоха расцвета Трапезундской империи. Понтийская лира, или как ее еще называют на восточный манер – кемендже, была  главенствующим инструментом  в оркестрах при дворе трапезундских императоров Комнинов, и сегодня она остается живым символом понтийского народа, сохраняя уникальную культуру, созданную на основе слияния традиций эллинской культуры с традициями  коренных народов Понта. Вытянутая форма изящного инструмента  гармонизирует с силуэтом прекрасной олимпийской богини, дополняя его и напоминая о синтезе восточного и греческого начал.
      
Объединяющим элементом для обоих натюрмортов стало апельсиновое дерево с вырастающими из его ветвей прекрасными нимфами и музами. Оба дерева гармонично расположились  между смотрящими друг на друга  с разных полотен Аполлоном и Афродитой, оказавшись, таким образом, одновременно на периферии и в центре общей композиции.
       
И как же богиня любви и красоты может обойтись без Эрота,  персонажа, подчеркивающего  и дополняющего семантически образ прекрасной небожительницы!  Сын Афродиты, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик Эрот носится на своих блестящих золотых крыльях над миром людей и богов, поражая их сердца золотыми стрелами любви.  В руках его - маленький золотой лук, за плечами - колчан со стрелами. Он попадает в цель без промаха, как Аполлон, но только стрелы у него другие, они несут собой радость и счастье, а иногда - страдания, муки любви и гибель. Даже златокудрому Аполлону и самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы. Эрот спокойно восседает на дельфине, верном спутнике прекрасной богини  и безмятежно взирает на мир, выбирая очередную жертву. Таким представляет нам спутника  Афродиты молодая художница.        
      
Два божества – Аполлон и Афродита, так почитаемые на землях  Эллады и Понта символизируют гармонию и красоту, в их застывших образах запечатлены грациозность,  незыблемость космоса и мира богов и людей.

И.И. 

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου