Василий Ченкелидис*
Греция – маленькая страна. Многие считают ее неспособной противостоять вызовам современного
мира, и никто не вспоминает, какой она была в начале ее существования.
Национально-освободительное движение 1821 – 1829 годов привело к образованию
новогреческого государства, первой столицей которого стал город Навплио. С 1834 года столицей Греции является город Афины.
На перекрестках
истории
В 1830 году северная граница молодого греческого
государства не доходила даже до города Лариса. В руках османских правителей
оставались многие области современной Греции - Эпир, Македония, Фракия и
другие. Из островов греческими были только Кикладские острова и Северные
Спорады. Основу страны составляли Морьяс (Пелоппонес) и Румели (Средняя
Греция). Площадь страны была незначительной, 47.516 кв.км. Население страны
составляло 752.000 человек. В 1864 году удалось присоединить Ионические
острова, а в 1881 - область Фессалию. Площадь страны достигла 63.606 кв. км. Так
границы Греции дошли до Олимпа и границы с Македонией. Благодаря новым
территориям и демографическому взрыву, население Греции достигло 2.004.000
человек. Плотность населения в 1828 году составляла 15 человек на квадратный
километр. И только в 1911 году она достигла 43-х человек. Тогда как в Европе аналогичный счет велся на сотни.
Политическая
ситуация
Перечисленные
выше данные показывают, что оставили после себя турки на земле некогда великой
Эллады. Не всегда дружелюбно относились к грекам и православные соседи. Сербы и
болгары, находящиеся в непосредственной близости от Греции, борясь за
освобождение от турок мечтали и о греческих землях. Иногда, в момент
смертельной опасности, исходящей со стороны турецких паработителей их интересы
сходились с греческими, но зачастую и расходились.
Положение Греции было намного хуже чем в 5 веке до нашей эры, когда она противостояла многомиллионной
Персии. Как тогда, так и в 1830 году, Малая Азия и северные области Балканского
полуострова находились под контролем завоевателей. Маленькая Греция
противостояла огромной Османской империи, простирающейся от Балкан до
Аравийского полуострова. На греческое государство в тот период отрицательно мог
подействовать любой даже маленький экономический кризис в регионе. Так морская
блокада 1854 года в Эгейском море, во
время Крымской войны Англии и Франции против России, вызвала голод в Греции.
Несмотря на
трудности и войны, к XX веку население
Греции перевалило за 2.500.000. Росло население и самих Афин. На 1879 год оно
сотавляло 63.000 человек, на 1889 год -
114.000, на 1907 – 168.000. Бедность в
стране зачастую толкала ее население на эмиграцию. Греческие эмигранты устремлялись в южную
Россию, на Ближний Восток и в Египет. К концу XIX началу XX веков значительно увеличилась и греческая
диаспора Америки. Основными торговыми партнерами Греции были - Англия, на которую приходилось 30% оборота,
второй Франция – 15%, третьей – Турция (точнее греки и армяне этой страны),
четвертой Россия – 10%. Затем шли Австрия, Германия, Италия и США. Основным
товаром была сельскохозяйственная продукция.
Греция на пороге
ΧΧ века
К XX веку
значительно развился и греческий торговый флот. Способствовало этому множество
факторов. Греки были прирожденными мореплавателями. Еще до восстановления греческой государственности каждый второй корабль в Средиземном море был греческим. В XVIII веке по Кючук-Кайнарджийкскому договору России
и Турции, первая получала право покровительства над христианскими греческими
кораблями. Это способствовало усилению греческих позиций и привело к увеличению
морских перевозок. Если греческие суда в 1840 году имели водоизмещение 100.000 тонн, то в 1866 году эта цифра дошла до 300.000. После изобретения
парового двигателя у греков появились конкуренты из Америки. За короткий срок товары с
западного континента наводнили европейские рынки. Европа стала получать большом количестве зерно из США и Канады. Греческие торговые дома, занимающиеся
торговлей зерном с Юга России, начали терпеть крах. Но экономический кризис не сдержал рост количества кораблей с новыми двигателями. В 1890 году греки имели 97
пароходов. В 1912 - их стало 389. Большую роль в развитии флота сыграли греческие
землячества за границей и Национальный банк Греции, созданный в 1841 году. Создателем и первым управляющим банка был Георгиос Ставру. В этот период
открываются и другие банки, такие как Эпирофессалийский банк и Ионийский (на
Ионических островах, находящихся под английской властью). Большое внимание было
уделено развитию промышленности. Строились заводы и фабрики, прокладывались
дороги, высушивались болота.
Греция стремилась не отставать от развитых
капиталистических государств. Пусть даже на своем маленьком уровне. Самыми
грандиозными проектами были создание сети железных дорог и окрытие Коринфского
канала. Строительство канала началось французской строительной компанией в 1881
году и закончилось в 1893 году. Это облегчило сообщение между Эгейским и Ионическим
морями. Первая железная дорога, соединяющая Афины с Пиреем существовавшая до 1880 года, имела
протяженность 9 километров и строилась 12 лет. При правлении премьер-министра
Харилаоса Трикуписа (1882 – 1892 г.г.) было проложено еще 900 километров
железных дорог.
Выход из кризиса
Греческое
правительство стремилось привлечь инвестиции из-за рубежа. В первую очередь
налаживались контакты с греческой диаспорой.
На какой-то период были достигнуты выгодные соглашения. Но политическая
обстановка настолько быстро менялась, что каждый раз приходилось подходить к
этому вопросу по-новому.
В 1856 году, под давлением Запада и России, Турция
провела реформы «Танзимат», исходя из которых христиане получали свободу
вероисповедания и улучшалось их политическое и экономическое положение. Греки
Османской империи оказывались в лучших условиях чем население Греции. Это
надолго усыпило бдительность греческих предпринимателей Малой Азии от Смирны до
Понта. Население начало богатеть и обогащать Турцию. За что и поплатилось
окончательно в 1922 году. У Греции же не хватало сил, и в 1893 году она
вступила в затяжной экономический кризис. Государство не могло выплачивать
проценты по внешнему долгу. Был запрошен пересмотр условий выплат, что означало
банкротство. Обострение кризиса произошло в 1897 году, после поражения в
греко-турецкой войне. Греция была обязана на кабальных условиях выплатить
контрибуцию Турции. Греческое государство попало под полный «международный экономический
контроль». Шесть стран: Англия, Франция, Австрия, Германия, Россия и Италия
брали на себя контроль над доходами Греции.
К 1910 году экономическое состояние
Греции стабилизироловалось. Это позволило премьер-министру Элефтериосу Венизелосу провести
реформы и подготовить страну к Балканским войнам 1912-1913 годов.
История Греции в XIX веке – пример стойкости греков Нового времени.
*Василий
Ченкелидис, историк (Афины, Греция)
Фотография: Старый парламент в начале ХХ века, Афины (музей фото Х. Калемкерис)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου