Василий Ченкелидис*
Православные церкви мира придерживаются как нового
Григорианского, так и старого Юлианского календаря. В странах, где проживают
последователи Константинопольской, Элладской и Кипрской Православных церквей 6 декабря закончился цикл
праздников «Додекамерон», что в переводе с греческого означает «12 дней». В
России и других странах, где праздники наступают с 13-тидневным отрывом, «Додекамерон»
только начинается.
Его первым днем стало 7 января (то есть 25 декабря, наступившее позже на 13 дней). Во время зимнего 12-тидневного цикла праздников христиане отмечают Рождество Христово, начало Нового года (День памяти Святого Василия) и Крещение. Все три праздника символизируют начало нового времени. Не случайно, что люди отождествляют этот период года с новыми планами на будущее и зачастую пересматривают свою жизнь.
Рождество связано с рождением Сына Божьего. Встреча же
самого Нового года символична сама по себе. Надежды людей на будущее связаны с
его началом уже не одно тысячелетие. Крещение – это тоже начало. В этот день Иоанн Креститель в водах
реки Иордан крестил самого Иисуса Христа.
В византийский период христианское вероисповедание было
государственой религией. Греки придерживались канонов, вводимых церковью после
Вселенских Соборов. Обогащалась и народная обрядность. По-новому стали себя
чувствовать православные христиане во времена османского владычества.
Христианский дух в эту эпоху не только не был утрачен, но невероятно усилился.
Особенно ревностно к праздникам переданным им от предков относились сельские
жители.
Рождество Христово
Рождество Христово христиане впервые начали отмечать как
отдельный праздник в III - IV веках в период существования Римской империи. В
первое время Рождество праздновалось в один день с Крещением. Этот обычай
сохраняется в Армянской церкви. Все остальные христиане уже более 1600 лет встречают
этот светлый праздник 25 декабря. В 529 году византийский император Юстиниан
впервые объявил Рождество нерабочим днем.
Юстиниан, мозаика в городе Равенна, Италия |
25 декабря наступало по старому Юлианскому календарю на
13 дней позже чем по новому Григорианскому. Православные церкви,
придерживающиеся старого стиля, отмечают Рождение Христа позже остальных
христиан как православных, так и католиков и протестантов. Позже ими
празднуются также Новый год и Крещение.
В самом Иерусалиме в связи с изменениями в календаре
Рождество празднуется три раза. Первыми его встречают 25 декабря католики и
протестанты, затем 7 января православные Греческого Иерусалимского Патриархата
и 19 января (Крещение по старому стилю) – армяне. Элладская Православная
церковь (Греция), Кипрская Православная церковь и Вселенский Константинопольский Патриархат с 1923 года
придерживаются нового Григорианского каледндаря.
Встреча Нового года
31 декабря днем Святой Мелании завершается старый год и 1
января начинается - Новый. Те, кто придерживается старого стиля ждут еще 13
дней, когда по Юлианскому календарю наступает первый день года. 1-е января
(14-е января по-старому), как начало года, было введено в 48 году до н. э.
Юлием Цезарем.
Встреча нового года у римлян была связана с древними
языческими обычаями, по-этому христиане
первое время по настоянию своих духовных
лидеров старались встретить новый год по-своему. В первый день года они стали
праздновать день одного из величайших святых Василия Великого, родившегося в
Понте и ставшего митрополитом в каппадокийском городе Кесария. С ним
традиционно связывается и первое праздничное рождественское поздравление,
произнесенное в 376 году.
Митрополит Каппадокийский Василий, ставший святым был
глубоко верующим человеком и чудотворцем и в то же время - одним из
образованнейших людей своего времени. Он впервые ввел традицию дарить подарки
под новый год, особенно детям и нуждающимся. Это был обыкновенный православный
греческий священник, а не Санта Клаус и не Дед Мороз.
Современный тип Санта
Клауса (Святого Николая Чудотворца, грека из Малой Азии) на Западе совсем не
напоминает облик своего прообраза. А дохристианский Дед Мороз и вовсе не имеет
никакого отношения к Святому, который, как это говорится в новогодней греческой
колядке, приходит к нам уже 16 столетий из греческого города Кесария
(находящейся сегодня на территории Турции), освящает дома христиан и приносит
подарки.
Крещение
Завершается Додекамерон торжеств праздником Крещения. В
этот день освещается вода во всех водоемах. За крестом брошенным в реку, в
озеро или в море устремляются плавцы, которые, несмотря на холод, стараются
опередить друг друга в старании первыми достичь цели и получить благословление.
Празднование Крещения в Трапезунде в начале ХХ века |
6 января, которое по «старому» стилю соответственно
наступает на 13 дней позже, по христианской традиции вода в любых источниках и
водоемах считается освященной.
Понтийские греки во все времена отличались ревностной
верой в Иисуса Христа. Исходя из рассказов очевидцев, даже в 30-е годы ХХ
столетия, находились люди, которые могли выпить воду в Крещенскую ночь из
обыкновенной лужи и оставались в полном здравии.
Праздником Крещения завершается цикл зимних праздников «Додекамерон». С момента освящения воды перестают
вмешиваться в жизнь людей и «духи». В греческой народной традиции они получили
название «каликандзари».
*Василий Ченкелидис, историк, Афины (Греция)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου