Василий Ченкелидис*
Переселение
греков из Крыма (греческое название Таврида) в Северное Приазовье произошло в
конце XVIII века. 9 марта 1778 года российская императрица Екатерина II
подписала указ по которому христиане Крымского полуострова должны были
переселиться в Азовскую губернию.
В честь и во имя наследника престола Павла
Петровича здесь был заложен город Павловск, впервые нанесенный на карту в
сентябре 1778 года. 29 сентября 1779 года по распоряжению Г.А. Потемкина городу
было присвоено новое название – Мариуполь, а уезду – Мариупольский. Город
Мариуполь, ставший столицей греков Северного Приазовья, находится на западном участке великого евразийского
пояса степей в устье реки Кальмиус.
Греки и угроза
извне
С VII века до н.
э. до XVIII века н. э. на протяжении 2500 лет остров Крым и прилегающее к нему
северное побережье Черного моря были одним из ареалов компактного расселения
греков и одним из очагов греческой цивилизации. Несмотря на постоянную угрозу
нападений кочевых орд из степей Азии греческое население играло ведущую роль в
жизни региона. Греческие полисы сохраняли относительную независимость даже во
времена римского владычества. Особенно
благоприятным был византийский период.
Ситуация
осложнилась в XIII веке, когда в регионе появились монголо-татары. Вплоть до XV
века Северное Причерноморье было частью татарского государства Золотая Орда.
После ее распада в 1443 году возникло Крымское ханство, в состав которого вошли
территории степного Крыма, Нижнего Поднепровья, Северного и Южного Приазовья.
Основой хозяйства крымских татар
являлось кочевое, а позже отгонное скотоводство. Одним из основных
занятий были набеги на соседние земли. Заложником новых хозяев в регионе стало
оседлое население, состоящее из греков, аланов, половцев, армян и караимов.
Османский период
В 1475 году Крымское ханство стало вассалом Османской
империи. В многочисленных крепостях были размещены турецкие гарнизоны. В XVII
веке в степях Северного Причерноморья и Приазовья кроме татар появились и другие кочевники ногайцы, перекочевавшие
сюда из Заволжья. Они стали частью населения
Крымского ханства. Незадолго до этого в конце XVI века в Приазовье появились
запорожские казаки. Казакам из-за угрозы агрессии со стороны кочевников
приходилось объединяться в военные казацкие отряды и быть хорошо вооруженными.
На рубеже 70 – 80-х годов XVI века казаки объединились в военно-политическую
организацию под названием Запорожская Сечь
или Войско Запорожское низовое. Запорожские казаки находились в
постоянном состоянии войны с турками и татарами.
Присоединение к
России
После заключения
Кючук-Кайнарджийского договора в 1774 году Запорожье, в том числе и устье реки
Кальмиус, стало частью Российской
империи. Кальмиусская паланка (округ) как и вся Запорожская сечь была
ликвидирована в 1775 году. 14 февраля 1775 года была создана Азовская губерния.
Центром губернии стал город Екатеринослав, построенный в 1776 году на берегу
реки Самары. В 1778 году был основан уездный город Павловск, в центре которого
губернатором В.А. Чертковым была заложена церковь в честь святой Марии
Магдалины. На период строительства главной церкви соборной церковью в Павловске
была объявлена Свято-Николаевская церковь, известная со времени существования
запорожского сторожевого укрепления Кальмиус. На 1 января 1779 года в городе
проживало всего 57 человек, а к марту – 75. Основное население составляли
казаки. Город Павловск 29 сентября 1779 года был переименован в Мариуполь
(город Богородицы Марии). По мнению некоторых исследователей название городу
дали греки, отсюда и его греческое название.
Из Крыма в
Приазовье
Императрица Екатерина ΙΙ |
В 1778 году
главнокомандующий южной русской армией генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский
предложил императрице Екатерине II переселить христиан Крыма в Россию. 9 марта
1778 года был подписан соответствующий указ и были проведены переговоры. В
переговорах участвовали посланник при крымском хане А.Д. Константинов,
командующий русским корпусом в Крыму генерал-поручик А.А. Прозоровский, а позже
сменивший его на этом посту генерал-поручик А.А. Суворов, митрополит
Готско-Кафайской епархии Константинопольского патриархата Игнатий, архимандрит
армяно-григорианской церкви Петрос Маркосян, патер армян-католиков Акоп (Яков)
Мардеросов и представители христианских общин.
Благодаря
авторитету Игнатия переговоры прошли успешно и в Петербург было отправлено
«Постановление крымских христиан», в котором указывалось, что крымские
христиане согласны добровольно вступить в российское подданство и просят для
себя и своих потомков ряд привелегий. Политику заселения свободных земель
колонистами других национальностей в России использовали часто из-за быстрого
роста территории и нехватки населения. Переселение христиан продолжалось в
середины июля по середину сентября 1778 года.
18 сентября 1778
года А.В. Суворов направил рапорт командующему российской южной армией о том,
что христиане покинули Крым. Согласно ведомости, в Россию переселилось 31386
христиан, из них греков – 18408 (вместе со священниками), армян 12598, грузин
219 и валахов (молдаван) – 161. Карантин и зимовка, предусмотренные для
переселенцев на первой стадии привели к скученности людей и к эпидемиям. Поиск
земли для заселения начался после исхода из Крыма. Хотя указом российской
императрицы и предусматривались льготы для переселенцев, неорганизованность
российского бюрократического аппарата стоила жизни многим переселенцам.
Митрополит
Игнатий
Отдельно
определялся и статус митрополита Игнатия. За ним до конца его жизни сохранялся
чин и право руководить церковным устройством в греческих поселениях с
непосредственным подчинением его Святейшему Синоду. Из грамоты, касающейся
греческого митрополита, видно, что греки Крыма были оторваны российским руководством от
Константинопольского патриархата.
Мирополит Игнатий (памятник в Мариуполе) |
Для решения вопроса связанного с землей для
расселения греков митрополит Игнатий и
представители греческих общин направились в Петербург. Греки высказали
пожелание поселиться отдельно от других национальностей. Больше всего для их
расселения подходил Павловский уезд с минимальным на тот момент населением. 29
сентября 1779 года, через год после вывода христиан из Крыма был подписан ордер
по которому грекам выделялись земли от Азовского моря в устье Берды – по рекам
Берда и Каратыш, балке Коблой, рекам Мокрые Ялы и Волчья, балкам Осиковой и
Береснеговатой, реке Кальмиус до ее устья, берегу моря до устья Берды. Это и
был Павловский уезд ставший Мариупольским. Другим национальностям в течение 10
лет запрещалось селиться в уезде и пользоваться промыслами в регионе. В ордере указывалось, что все земли
незаселенные греками за 10 лет, будут изъяты и переданы другим переселенцам.
В Петербурге
Екатериной II митрополиту Игнатию и представителям греческих общин была вручена
Жалованная грамота христианам-грекам. Она была богато оформлена и содержала
текст на греческом и русском языках. И вскоре в Мариупольском уезде появились
греческие села. Переселенцы говорящие на греческом языке основали села: Ялта
(приазовская), Урзуф, Сартана, Чермалык, Малый Янисоль, Чердаклы, Каракуба,
Стыла и Константинополь. На крымско-татарском языке говорили в селах: Мангуш,
Старый Крым, Карань, Ласпа, Камар, Керменчик, Богатырь, Улаклы и Бешев. В селе
Большой Янисоль поселились и одна и другая категории греков. В самом городе
Мариуполе переселенцы появились во главе с митрополитом Игнатием 26 июля 1780
года.
После переселения
греков Крыма в Приазовье на полуострове стали селиться греки из разных
греческих регионов от Понта до Крита, находившихся в пределах Османской
империи. Греческая история в регионе не прервалась и греческий мир Северного
Причерномоья стал простираться до Приазовья, известного им с древности.
(В статье
использованы материалы из книги «Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI
века», из-во Рената, г. Мариуполь, 2006 г.)
*Автор: Василий
Ченкелидис, историк
На главной фотографии: Улица Екатерининская, Мариуполь (источник: old-mariupol.com)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου