Σάββατο 30 Δεκεμβρίου 2017

Греческий праздник в «Порто Миконос»




Нина Краснова, Москва*

1.
Европейское Рождество я отметила в компании московских греков и филэллинов, членов Московского Общества греков и Женской Ассоциации «Агапи», в ресторане «Порто Миконос» на Сущевской улице, куда меня пригласила наша с Анатолием Шамардиным давняя подруга, режиссёр театрализованно-массовых представлений Надежда Кузнецова-Шихиди, которая на пару со своей ученицей Ириной Панкрашкиной и была ведущей этого праздника, ответственной за культурную программу. А соведущей и ответственной за застольную часть была президент «Агапи» Стелла Христианова. 
Праздник получился весёлым и красивым. С аттракционами, призами, с греческими песнями и танцами, с тостами «Хроня Полла!» (многая лета) и с греческими блюдами, среди которых был салат по-гречески с оливками и сыром фета, с паксимади (размоченными сухариками из черного хлеба), и шашлык по-гречески с обжаренными кусочками картошки и с соусом, и клюквенный сок, и белое и красное вино… и кофе со сладостями. 
Надежда Кузнецова-Шихиди затеяла увлекательную игру:
Кто родился в декабре,
Вставайте, вставайте, вставайте
И чарочку хмельную
До дна выпивайте! –
говорила Надежда в микрофон. И все, кто родился в декабре, вставали, и Надежда представляла их всех залу. Потом все пили не по чарочке, а по глоточку сока или вина… И Надежда поднимала следующих гостей:
Кто родился в январе,
Вставайте, вставайте, вставайте… -
и гости, которые родились в январе вставали… И Надежда представляла их всех залу. И подняла по очереди всех, кто родился в феврале, в марте, в мае, в июне и так далее… И взрослые люди играли в эту игру с удовольствием, как дети.
Потом Надя затеяла игру со Снегурочкой и Дедом Морозом, дала двоим гостям одному красный колпак, другому синий, в роли Деда Мороза оказался гость в красном колпаке, без привычной для Деда Мороза белой бороды, и вообще без бороды, а в роли Снегурочки - гость в синем колпаке, грек с черной бородой. Потом Надя затеяла игру с Петухом и Собакой, грек в роли Собаки, с маской Собаки, гавкал, а филэллин Саша в роли Петуха, в маске-парике Петуха, кукарекал и махал руками-крыльями… Потом Моника и Саша пели греческие колядки…
 
Надя раздала всем призы – кому диадему с розовым бантиком, кому маску медведя или волка или зайца… кому губную помаду, кому крем…
Стелла Христианова ходила в сверкающей короне Королевы и соответствовала своей короне, по Королеве и корона.
2. 
Я с особым нетерпением ждала, когда в зале зазвучат греческие песни в исполнении русско-греческого соловья Анатолия Шамардина, и специально для этого прихватила с собой флэшку с записями его песен, без которых я просто не пошла бы на греческий праздник, потому что без Толи мне никакой праздник - не праздник. Ирина Панкрашкина, ответственная за музыкальную программу, по нашей с Надей просьбе вставила флэшку в компьютер, и в зале зазвучал чарующий, проникновенный голос Анатолия – сначала греческая песня «Пока ты со мной» («Пока ты со мной, я счастлив»), а потом – «Поговори со мной». И все в зале слушали его с восторгом, а под песню «Поговори со мной» пустились танцевать, и я танцевала вместе со всеми. А сотрудник за бар-стойкой, красивый молодой грек с бородой и усами, точно сошедший с античной картины, широко улыбаясь, осЫпал меня и нас бумажными салфетками, как большими квадратными хлопьями снега и как белыми цветами. Надя предварила выступление Анатолия краткой эмоциональной речью, сказала об Анатолии добрые слова, и я добавила к ним несколько слов. Не все из присутствующих знали его при его жизни, некоторые узнали только теперь. Но в «Порто Миконос» оказалось немало людей, которые знали и любили Анатолия и при его жизни. И один из них – филэллин Стас Селиванов, организатор греческих концертов. Он рассказал мне о своих отношениях с Толей:
- Я всегда приглашал Анатолия принять участие в греческих концертах. И он никогда не отказывался от этого, и готов был петь благотворительно. Я говорил ему: «Толя, сколько тебе заплатить за твое выступление?" А он скромно говорил: «Мне-то хоть и нисколько,.. Ты главное – заплати моим музыкантам… ребятам, которые приехали со мной и будут аккомпанировать мне…». В концертах пела и Ксения Георгиади… и другие наши певцы… Но Толя создавал свой особый колорит… И я не представлял себе греческого концерта без Толи…».
 
Как я не представляю себе жизни без него… И он не уходит из моей жизни ни на один день, и ни на один час, всё время находится рядом со мной, хотя пребывает в мире ином уже почти четыре года. «Я никогда не оставлю Нину», - сказал он когда-то Наде Кузнецовой-Шихиди. И не оставляет меня даже после своей смерти. И помогает мне в моей жизни и в моей литературной работе, даёт мне вдохновение и стимул к творчеству и поддерживает меня и мой дух и хранит меня, как мой Ангел-хранитель, я чувствую это.
3.
В «Порто Миконосе» я повидалась с теми, кого знала раньше, и познакомилась с новыми хорошими людьми, с членами МОГа и с новыми «агапульками», с моими близкими соседями по столу Ладой, Моникой, Денисом, и с дальними соседями других столов, с двумя Ольгами, и с Алексеем, и с Тигранисом. и фотографировала их на фоне стенной росписи с видом Сантарини и сама фотографировалась с ними.
 
А потом Надя пригласила меня к себе домой, в Балашиху, поскольку праздник закончился поздно, почти в двенадцать часов ночи, и мы с ней поехали к ней на такси. И провели вместе еще полночи. Сидели на кухне, пили отвар шиповника с «Лимонными» карамельками и «Гусиными лапками». И вспоминали уходящий год и все хорошие события этого года… главным из которых у Нади была ее книга «Русская гречанка», изданная в «Вест-Консалтинге» Евгения Степанова, над которой мы с ней вместе работали, и ее юбилейный вечер в Доме национальностей с презентацией «Русской гречанки», а у меня – написание книги о Толе, которую я успела отправить в издательство, на вёрстку, до Нового года… И благодарили за всё Бога. И, конечно, говорили о Толечке, портрет которого стоял у нас на подоконнике, при зажжённой свече. И радовались, что Толя принимал участие в концерте «Порто Миконоса». И Христофор Триандафилов с настенного портрета радовался за Толю.
 
- Толины песни попали в десятку греческого праздника! Без них всё было бы не то, – говорила Надя. – И всегда все его песни на всех концертах и корпоративах, которые я устраивала с ним и которые вела, как конферансье и как режиссёр, попадали в десятку. Они всегда нравились всем, кто слышал их в его исполнении.
 
А на следующий день, который начался у нас с двух часов дня, потому что мы долго спали, Надя приготовила чудесный обед с рыбным супчиком, с вареной картошечкой, овощным салатом и украинским салом, которое привезла ей из Киева ее родственница и моя тёзка Нина, и с греческой самогонкой – чачей, которая осталась у Нади с наших прошлых «посиделок» и которую мы выпили по капельке. А потом у нас был зеленый чай с конфетами, пряниками, бутербродами с сыром и сливочным маслом и с греческими пирожными, которые называются «меломакарона».
 
Отлично мы встретили европейское Рождество и проводили уходящий старый год…

*Нина Краснова (Фотография со страницы в FB, автор статьи крайняя справа)
29 – 30 декабря 2017 г., Москва, Перово

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου