История порой
умалчивает о том, насколько важной и в то же время, горькой и тяжелой была
судьба понтийских гречанок на протяжении многих столетий. Их сила духа,
ценности передаваемые от матери к дочери и самоотверженность сформировали
культуру народа одного из самых обширных регионов греческого мира – Понта
Эвксинского.
Женщина в
понтийской семье должна была подчиняться воле супруга, но смелость и
находчивость оставались характерными ее чертами.
В понтийских
деревнях на женских плечах лежал труд в поле и в хлеву и более того, на своих
плечах они переносили «селекя» (хворост и дрова) для очагов, обогревавших дома
в условиях суровой понтийской зимы.
Рисунок из архива Комитета Понтийских Исследований в Афинах (автор Хр. Димархос) |
Одной из
характерных черт женщин Понта было, никогда не жаловаться на судьбу и
преодолевать все с энтузиазмом.
Особой была роль
в семье понтийской бабушки (по-гречески: γιαγιά или καλομάνα, яя или каломана).
Бабушки, по большому счету, и воспитывали детей в то время, как матери следили
за домом, во время долговременного отсутствия мужчин.
Понтийские мужчины
зачастую отправлялись на заработки в дальние регионы Малой Азии, а то и вовсе в
другие страны.
Особенно суровой
была жизнь у женщин Санты, легендарного греческого района Понта. В этом регионе
женщины, от мала до велика, владели оружием. Даже в период отсутствия в этой
горной местности мужчин, обороноспособность селений не уменьшалась.
Как сообщает нам
исследователь Мильтиадис Нимфопулос, в одном из сражений сантийских греков,
рядом наравне воевали женщины, забрасывая
врага камнями.
Деспина Геластопулу, супруга командира партизан Ходжа-Анастаса (архив pontosforum.fr.yuku.com) |
Легче жизнь
понтийских женщин была в городах. Девочки из греческих семей учились в «школах
для девиц». Одна из известных школ такого типа была открыта в Трапезунде в 1846
году. В 1873 году такая школа была открыта в Аргируполи. В конце 19 века школы
для девочек существовали по всему Понту. Сначала они были только начальными, но
позже к ним добавились подготовительный класс и гимназия.
В годы Геноцида
(1916 – 1923 гг.) понтийские гречанки стали жертвами расправ турецких
карателей, которые с особой жесткостью расправлялись с христианскими женщинами.
В книге
«Женщины-боевые командиры партизан Понта» (Γυναίκες καπετάνισσες στο αντάρτικο
του Πόντου) Георгиос Антониадис упоминает имена 80 девочек из селения Карапунар
под Пафрой, среди них была и его сестра, над которыми надругались каратели
Топала Османа и полуголых и изнеможенных затащили в церковь Святого Харалампия
и сожгли.
Многие понтийские
женщины Западного Понта, оставшегося вне зоны расположения русской армии
(апрель 1916 – февраль 1918 гг.), находили спасение для себя и своих детей
только высоко в горах.
Многие из женщин
оборонялись от турок, облаченные в мужскую одежду. Их смелость не давала повода
турецким карателям понять с кем они воюют, с мужчинами или с женщинами.
Мужество гречанок
не уступало мужеству греков.
История,
написанная гречанками в горах Понта, может вызвать только чувство гордости.
Василий Ченкелидис, историк
(Подготовлено на
основе статьи на греческом языке на pontos-news.gr филолога Архондулы Константиниду)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου