Δευτέρα 25 Δεκεμβρίου 2017

Понтийцы сохраняют древнегреческие традиции: в Греции начался Додекамерон (фото, видео)



Василий Ченкелидис*

Греция встречает Рождество Христово. Накануне праздника, отмечаемого 25 декабря, по всей Греции и в странах, где проживают последователи Элладской, Кипрской и Константинопольской Православных церквей, начались праздничные колядования. Продолжатся колядования до дня Крещения, 6 января.
Первые колядки прозвучали 24 декабря, накануне Рождества. Следующий выход ряженых с колядками, повествующими о приходе нового года, состоится 31 декабря. Накануне дня Святого Василия (1 января) в исполнении колядующих звучит песня "Святой Василий приходит из Кесарии" (Святой Василий родился в Понте и был Митрополитом Кесарийским в Каппадокии). Свой отдельный текст имеют и колядки накануне Крещения – с 5 на 6 января. 

Начался двенадцатидневный цикл зимних праздников, который по-гречески называется Додекамерон (Δώδεκα – 12, μέρα – день).


В современной Греции во время трех основных праздников зимнего цикла – Рождество,  Новый год (День Святого Василия) и Крещение Господне, колядуют в основном дети. Они выходят рано утром из домов и, постукивая в музыкальные металлические треугольники, поют традиционные для каждого случая песни. 

Музыкальный треугольник (тригоно) для колядок 
Исполнив песню, они получают свой праздничный гонорар в денежном эквиваленте (начиная с монет и заканчивая крупными купюрами) или сладостями. Колядующие посещают дома родственников, соседей и даже незнакомцев. Основными местами исполнения колядок становятся магазины на улицах городов и сел. Взрослые наблюдают за праздничными забавами детей, не вмешиваясь в процесс, который еще недавно был всенародным. 

Персонаж ряженных "Каликандзарос" 
Взрослые выходили колядовать (посевать) в ночь перед праздником. Ночи перед праздником Додекамерона таинственны и магичны. Такую "Ночь перед Рождеством или вечера на хуторе близ Диканьки" описал в своем бессмертном произведении Николай Васильевич Гоголь. Восточные славяне вместе с принятием Греческой Христианской веры  восприняли и традициии Додекамерона.

Члены общества "Момогери" (Каллифея, Афины, декабрь 2016 г.)
В современном греческом мире традиция колядования сохраняется в основном культурными и этнографическими центрами. Активисты обществ, ставящих своей целью сохранить народные традиции, входят в дома своих земляков, воспроизводя традиционные сцены из жизни их родителей, дедов и прадедов. В первых рядах хранителей своей древней культуры находятся понтийские греки. Нередки случаи, когда традиция колядования в понтийских семьях сохранилась и без влияния общественных организаций. 

Каждый год накануне Додекамерона улицы своего микрорайона Каллифея (Афины) оживляет Греческое общество Сохранения и распространения Нашего культурного наследия "Момогери", демонстрируя свое мастерство в исполнении танца, сопровождающего традицию "Момогерон" (Ряженые), и песен (колядок).   

Автор статьи с ряжеными (момогери)
В декабре 2017 года жители Каллифеи,  одного из столичных микрорайонов Греции, стали в очередной раз свидетелями необыкновенного и в то же время традиционного зрелища. Ряженными были исполнены многочисленные сатирические кондологии (частушки) на понтийском диалекте греческого языка, касающиеся положения в Греции и повседневной жизни. Во главе ряженых в традиционные для колядования костюмы членов общества был его председатель Костас Александридис. Он стал и основным запевалой и танцором во время многочасового представления. 

На улицы Каллифеи вышли основные персонажи для колядования - дед со старухой, невеста, доктор, медведь, каликанзары (чертята). Они сопровождались "отрядом" танцевального коллектива в необычных костюмах, напоминающих традиционные народные костюмы Балканской Греции. Традиция наряжаться таким образом была сохранена жителями селения Ливера в Понте. 

Костас Александридис и члены общества "Момогери" (Каллифея, Афины, декабрь 2017 г.)
Момогери прошлись с танцами и песнями по микрорайону от здания общества на улице Мандзагриотаки до церкви Святого Николая, площади Кипра, Муниципалитета и площади Даваки. Сопровождали шествие музыкакнты с традиционными инструментами: даул (большой барабан) и тулум (волынка). 

Ряженые или по-гречески "Момогери" - в древности были жрецами бога сатиры Мома. Это название  и сама традиция сохранились у греков Понта в христианский период. Согласно народным поверьям таким образом изгонялись злые духи.

16 декабря, за неделю до конца Рождественского поста, Греческое общество Сохранения и распространения Нашего культурного наследия "Момогери" организовало вечер греческих традиционных песен и танцев в Актовом зале Пирейского Института (ΑΕΙ Πειραιά).
Собравшихся на вечере приветствовал ректор Лазарос Вризидис. Были исполнены песни и танцы трех исторических греческих регионов Понта, Крита и Македонии, а так же проведена лекция о значении народных традиций.
Момогери в помещении общества (Каллифея, декабрь 2017 г.)
Секретарь общества и доктор наук по этнографии Мирофора Евстафиаду обратилась к залу: 
"Вы можете спросить, какое могут иметь отношение к современной жизни традиции с "нечистой силой"? Какое отношение можем иметь мы в Афинах к чертям, ведьмам, которые стерегут подступы к колодцам..., к хорошему урожаю в новом году? ... Переживаем ли мы переход от тьмы к весеннему свету?

"... Были ли наши предки настолько простодушными и наивными? Настолько банальны наши традиции?"
"То, что мы сегодня живем в развитом технологически и рациональном обществе, не означает, что в жизни отсутствует традиционная культура. Мы тянемся к традициям на подсознательном уровне!" – отметила лектор, сосредоточив внимание гостей мероприятия на вопросе сохранения национальной культуры

*Автор статьи, фотографий и видео: Василий Ченкелидис, историк, Член Комитета Понтийских Исследований (Афины, Греция)


Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου