Василий Ченкелидис*
Греция встречает Рождество Христово. Накануне праздника, отмечаемого 25 декабря, по всей Греции и в странах, где проживают последователи Элладской, Кипрской и Константинопольской Православных церквей, начались праздничные колядования. Продолжатся колядования до дня Крещения, 6 января.
Первые колядки прозвучали 24 декабря, накануне
Рождества. Следующий выход ряженых с колядками, повествующими о приходе нового
года, состоится 31 декабря. Накануне дня Святого Василия (1 января) в
исполнении колядующих звучит песня "Святой Василий приходит из
Кесарии" (Святой Василий родился в Понте и был Митрополитом Кесарийским в
Каппадокии). Свой отдельный текст имеют и колядки накануне Крещения – с 5 на 6 января. Греция встречает Рождество Христово. Накануне праздника, отмечаемого 25 декабря, по всей Греции и в странах, где проживают последователи Элладской, Кипрской и Константинопольской Православных церквей, начались праздничные колядования. Продолжатся колядования до дня Крещения, 6 января.
Начался двенадцатидневный цикл зимних праздников, который по-гречески называется Додекамерон (Δώδεκα – 12, μέρα – день).
В современной Греции во время трех основных праздников зимнего цикла – Рождество, Новый год
(День Святого Василия) и Крещение Господне, колядуют в основном дети. Они выходят
рано утром из домов и, постукивая в музыкальные металлические треугольники,
поют традиционные для каждого случая песни.
Музыкальный треугольник (тригоно) для колядок |
Исполнив песню, они получают свой праздничный
гонорар в денежном эквиваленте (начиная с монет и заканчивая крупными купюрами)
или сладостями. Колядующие посещают дома
родственников, соседей и даже незнакомцев. Основными местами исполнения колядок
становятся магазины на улицах городов и сел. Взрослые наблюдают за праздничными
забавами детей, не вмешиваясь в процесс, который еще недавно был всенародным.
Персонаж ряженных "Каликандзарос" |
Взрослые выходили колядовать (посевать) в ночь перед праздником. Ночи перед
праздником Додекамерона таинственны и магичны. Такую "Ночь перед
Рождеством или вечера на хуторе близ Диканьки" описал в своем бессмертном
произведении Николай Васильевич Гоголь. Восточные славяне вместе с принятием Греческой
Христианской веры восприняли и традициии
Додекамерона.
Члены общества "Момогери" (Каллифея, Афины, декабрь 2016 г.) |
В современном греческом мире традиция
колядования сохраняется в основном культурными и этнографическими центрами.
Активисты обществ, ставящих своей целью сохранить народные традиции, входят в
дома своих земляков, воспроизводя традиционные сцены из жизни их родителей, дедов и прадедов. В первых рядах хранителей своей древней культуры находятся понтийские
греки. Нередки случаи, когда традиция колядования в понтийских семьях
сохранилась и без влияния общественных организаций.
Каждый год накануне Додекамерона улицы своего микрорайона Каллифея (Афины) оживляет Греческое общество Сохранения и распространения Нашего культурного наследия "Момогери", демонстрируя свое мастерство в исполнении танца, сопровождающего традицию "Момогерон" (Ряженые), и песен (колядок).
Каждый год накануне Додекамерона улицы своего микрорайона Каллифея (Афины) оживляет Греческое общество Сохранения и распространения Нашего культурного наследия "Момогери", демонстрируя свое мастерство в исполнении танца, сопровождающего традицию "Момогерон" (Ряженые), и песен (колядок).
Автор статьи с ряжеными (момогери) |
В декабре 2017 года жители Каллифеи, одного из столичных микрорайонов Греции, стали в
очередной раз свидетелями необыкновенного и в то же время традиционного
зрелища. Ряженными были исполнены многочисленные сатирические кондологии
(частушки) на понтийском диалекте греческого языка, касающиеся положения в
Греции и повседневной жизни. Во главе ряженых в традиционные для колядования
костюмы членов общества был его председатель Костас Александридис. Он стал и основным запевалой и танцором во время многочасового представления.
На улицы Каллифеи вышли основные персонажи для колядования - дед со старухой, невеста, доктор, медведь, каликанзары (чертята). Они сопровождались "отрядом" танцевального коллектива в необычных костюмах, напоминающих традиционные народные костюмы Балканской Греции. Традиция наряжаться таким образом была сохранена жителями селения Ливера в Понте.
На улицы Каллифеи вышли основные персонажи для колядования - дед со старухой, невеста, доктор, медведь, каликанзары (чертята). Они сопровождались "отрядом" танцевального коллектива в необычных костюмах, напоминающих традиционные народные костюмы Балканской Греции. Традиция наряжаться таким образом была сохранена жителями селения Ливера в Понте.
Костас Александридис и члены общества "Момогери" (Каллифея, Афины, декабрь 2017 г.) |
Момогери
прошлись с танцами и песнями по микрорайону от здания общества на
улице Мандзагриотаки до церкви Святого Николая,
площади Кипра, Муниципалитета и площади Даваки. Сопровождали шествие музыкакнты
с традиционными инструментами: даул (большой барабан) и тулум (волынка).
Ряженые или по-гречески "Момогери" - в древности были жрецами бога сатиры Мома. Это название и сама традиция сохранились у греков Понта в христианский период. Согласно народным поверьям таким образом изгонялись злые духи.
16 декабря, за неделю до конца Рождественского поста, Греческое общество Сохранения и распространения Нашего культурного наследия "Момогери" организовало вечер греческих традиционных песен и танцев в Актовом зале Пирейского Института (ΑΕΙ Πειραιά).
Собравшихся на вечере приветствовал
ректор Лазарос Вризидис. Были исполнены песни и танцы трех исторических греческих регионов Понта, Крита и Македонии, а
так же проведена лекция о значении народных традиций.
Момогери в помещении общества (Каллифея, декабрь 2017 г.) |
Секретарь общества и доктор наук по
этнографии Мирофора Евстафиаду обратилась к залу:
"Вы можете спросить, какое могут иметь отношение к современной жизни традиции
с "нечистой силой"? Какое отношение можем иметь мы в Афинах к чертям, ведьмам, которые стерегут
подступы к колодцам..., к хорошему урожаю в новом году? ... Переживаем ли мы
переход от тьмы к весеннему свету?
"... Были ли наши предки настолько
простодушными и наивными? Настолько банальны наши традиции?"
"То, что мы сегодня живем в развитом технологически и рациональном обществе, не означает, что в жизни отсутствует традиционная
культура. Мы тянемся к традициям на подсознательном уровне!" – отметила
лектор, сосредоточив внимание гостей мероприятия на вопросе сохранения национальной
культуры
*Автор статьи, фотографий и видео: Василий Ченкелидис, историк, Член Комитета Понтийских
Исследований (Афины, Греция)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου