Василий Ченкелидис*
В начале ХХ века
супердержавы западного мира – протестантская Англия, католическая Франция и
православная Россия были поставлены пред вопросом, каким должно быть будущее
разлагающейся Османской империи. Признаки упадка в некогда грозной империи
стали проявляться с конца XVII века и углублялись
на протяжении 200 лет.
В 1915 году
русский профессор А. Л. Погодин в своей статье «Последние годы Турции»
отмечает:
«Они (признаки
разложения) заключались в полной неспособности нации к длительному напряжению
воли, в несоответствии требованиям новейшей государственности всего
национального уклада жизни... С 1911 года начинается неотвратимый разгром
Турции, идущий все дальше и дальше по мере того, как ее политика делалась все
безумнее. Страна, вся военная слабость которой обнаружилась так ярко,
продолжала вести политику угнетения своих христианских подданных».
Христиане
Османской империи – заложники Восточного вопроса
В создавшейся к
Первой мировой войне ситуации Турция становилась государством опасным для
проживания. Права, приобретенные христианами в течение XIX века, на практике были сведены к минимуму. Из-за соперничества за степень
влияния на турецкое правительство западные государства закрывали глаза на
начавшиеся в стране зверства. Греки, армяне, ассирийцы и другие христиане
империи подверглись открытому геноциду.
Русская пехота на марше в Первую Мировую войну (фото из Википедии) |
Особо
агрессивными по отношению к христианам остававшейся в руках турок Восточной
Фракии с Константинополем и Малой Азии были немцы. Отставшая в разделе мира от
других империалистических держав Германия пошла на открытый сговор с турецкими
националистами. Во время Первой Мировой войны обе страны были союзниками. В
статье А. Л. Погодина указывается:
«Немцы в этом
случае оказались «сверхчеловеками», для которых никакой закон общежития,
никакой принцип международной морали не имели никакой ценности. Их посланник,
Маршал Фон Биберштейн, был представителем Германии в Константинополе и до
революции 1908 года (революция младотурок, прим. В.Ч.) и после революции. Он
выжидал присматривался и, наконец, нашел, кого ему нужно. Энвер-паша сделался в
руках Германии ея слепым орудием. Все европейские посланники стали бессильны
удержать «больного человека» от тех выходок, к которым его подталкивала
Германия, а в Германии бесчисленная книжная и брошюрная литература повторяла на
все лады, что Малая Азия должна превратиться в новую немецкую колонию».
Позиции русской армии под Сарыкамышем, 1914 год (фото из википедии) |
Возможность
решения многовекового Вопроса
Автор статьи,
написанной 95 лет назад, отмечает то, что актуально и сегодня:
«Детальное
ознакомление с балканской политикой, с внутренней государственной жизнью
Оттоманской империи дает поразительную картину окончательного разложения
некогда больного, ныне умершего «человека». На берегах Босфора в прекрасном
Константинополе, Царьграде наших первых древнейших былин, господствует теперь
исконный, непримиримый враг славянства. Когда он будет низвергнут из нашего
исконного наследия, России, смиренной и в ея победах, будет дано вновь
водрузить крест на куполе Св. Софии. Только такое разрешение Восточного
вопроса, подсказанное еще с большей силой последними годами борьбы славянства с
Турцией и с германизмом, может быть окончательным ответом. Иначе мы оставим
грядущим поколениям сложную, мучительную задачу, которую им будет труднее
разрешить, чем нам».
К сожалению,
сбылся второй вариант, и история продолжила свое развитие по самому
отрицательному сценарию.
* Автор статьи: Василий
Ченкелидис, историк (Статья впервые была опубликована 26.05.2015 на сайте pontos-news.gr)
Использованы
материалы из статьи А. Л. Погодина «Последние годы Турции» (из книги
«Царьград», выпущенной в Москве, в 1915 году, под редакцией Ив. Лазаревскаго,
издание Д. Я. Маковскаго, типография А.И. Мамонтова)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου