Πέμπτη 5 Μαρτίου 2020

Константинополь в центре Восточного вопроса



Василий Ченкелидис*

В начале ХХ века супердержавы западного мира – протестантская Англия, католическая Франция и православная Россия были поставлены пред вопросом, каким должно быть будущее разлагающейся Османской империи. Признаки упадка в некогда грозной империи стали проявляться с конца XVII века и углублялись на протяжении 200 лет.

В 1915 году русский профессор А. Л. Погодин в своей статье «Последние годы Турции» отмечает:  
«Они (признаки разложения) заключались в полной неспособности нации к длительному напряжению воли, в несоответствии требованиям новейшей государственности всего национального уклада жизни... С 1911 года начинается неотвратимый разгром Турции, идущий все дальше и дальше по мере того, как ее политика делалась все безумнее. Страна, вся военная слабость которой обнаружилась так ярко, продолжала вести политику угнетения своих христианских подданных».  

Христиане Османской империи – заложники Восточного вопроса

В создавшейся к Первой мировой войне ситуации Турция становилась государством опасным для проживания. Права, приобретенные христианами в течение XIX века, на практике были сведены к минимуму. Из-за соперничества за степень влияния на турецкое правительство западные государства закрывали глаза на начавшиеся в стране зверства. Греки, армяне, ассирийцы и другие христиане империи подверглись открытому геноциду.

Русская пехота на марше в Первую Мировую войну (фото из Википедии)

Особо агрессивными по отношению к христианам остававшейся в руках турок Восточной Фракии с Константинополем и Малой Азии были немцы. Отставшая в разделе мира от других империалистических держав Германия пошла на открытый сговор с турецкими националистами. Во время Первой Мировой войны обе страны были союзниками. В статье А. Л. Погодина указывается:
«Немцы в этом случае оказались «сверхчеловеками», для которых никакой закон общежития, никакой принцип международной морали не имели никакой ценности. Их посланник, Маршал Фон Биберштейн, был представителем Германии в Константинополе и до революции 1908 года (революция младотурок, прим. В.Ч.) и после революции. Он выжидал присматривался и, наконец, нашел, кого ему нужно. Энвер-паша сделался в руках Германии ея слепым орудием. Все европейские посланники стали бессильны удержать «больного человека» от тех выходок, к которым его подталкивала Германия, а в Германии бесчисленная книжная и брошюрная литература повторяла на все лады, что Малая Азия должна превратиться в новую немецкую колонию».

Позиции русской армии под Сарыкамышем, 1914 год (фото из википедии)

Возможность решения многовекового  Вопроса

Автор статьи, написанной 95 лет назад, отмечает то, что актуально и сегодня:

«Детальное ознакомление с балканской политикой, с внутренней государственной жизнью Оттоманской империи дает поразительную картину окончательного разложения некогда больного, ныне умершего «человека». На берегах Босфора в прекрасном Константинополе, Царьграде наших первых древнейших былин, господствует теперь исконный, непримиримый враг славянства. Когда он будет низвергнут из нашего исконного наследия, России, смиренной и в ея победах, будет дано вновь водрузить крест на куполе Св. Софии. Только такое разрешение Восточного вопроса, подсказанное еще с большей силой последними годами борьбы славянства с Турцией и с германизмом, может быть окончательным ответом. Иначе мы оставим грядущим поколениям сложную, мучительную задачу, которую им будет труднее разрешить, чем нам».

К сожалению, сбылся второй вариант, и история продолжила свое развитие по самому отрицательному сценарию.

* Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк (Статья впервые была опубликована 26.05.2015 на сайте pontos-news.gr)

Использованы материалы из статьи А. Л. Погодина «Последние годы Турции» (из книги «Царьград», выпущенной в Москве, в 1915 году, под редакцией Ив. Лазаревскаго, издание Д. Я. Маковскаго, типография А.И. Мамонтова)

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου