Πέμπτη 18 Οκτωβρίου 2018

Георгий Ильич Канакиди: грек из новороссийского Трапезунда (1)



Первая часть

19 октября 2017 года ушел из жизни Георгий Ильич Канакиди.

Он, рожденный в Киргизской ССР  27 июля 1950 года, стал неотрывной частью одного из южных форпостов России, города Новороссийска.  Семья Канакиди, депортированная в 40-е годы ХХ столетия в Центральную Азию вернулась в родное для себя Причерноморье в 1981 году.
Тридцать восемь лет трудового стажа Георгий Ильич посвятил работе в сфере торговли и обслуживания населения, пройдя путь от простого рабочего до генерального директора предприятия. Он был депутатом Городской думы Новороссийска. Ему было присвоено звание «Почетный гражданин муниципального образования город Новороссийск». Он участвовал в жизни греческой общины своего города и жил чаяниями своих земляков.



Тридцать шесть лет Георгий Ильич принимал людей в просторном кабинете по адресу – улица Энгельса № 37 в Новроссийске, где создавалась положительная атмосфера даже только от его присутствия. Он не один раз озвучивал одну из своих основных жизненных позиций:

«Человек должен слушать свое сердце и выбирать в жизни то,  что ему близко. И с этим нужно напористо двигаться вперед. А если сбавишь ход или попробуешь войти в другую дверь, то очень легко совершить непоправимую ошибку. Мне повезло с верным выбором пути».  




В сентябре 2018 года в ходе дополнительных выборов в Городскую думу города Новороссийска VI созыва в округе 
№10 убедительную победу одержал сын Георгия Ильича – Илья. 

Выбор Ильи Георгиевича и его избирателей был бы достоинству оценен отцом, отдавшим своему городу и конкретно округу № 10 большую часть жизни. Преемственность поколений была по душе греку из новороссийского Трапезунда. «Трапезунд», так называют новороссийцы часть города, где по сей день проживает семья Канакиди, и где после основания Новороссийска стали селиться понтийские греки, беженцы из Османской империи.




Илья Канакиди находится, как это делал и его отец, рядом со своими земляками. Им создан Автономный Греческий клуб «Понтос» и поддерживается футбольная команда «Трапезунд». Он также является вице-президентом ФНКА греков России.



Георгий Ильич Канакиди интересовался  своими корнями. Ему хотелось вместе с наставлениями передать своим внукам максимальные знания о предках. В самом начале наших с ним бесед Георгий Ильич отметил:

«Из-за трагической истории греков Понта на протяжении ХХ века мы, многие, не знаем, где могилы наших дедов и тем более прадедов. Нарушается связь времен».

Этот вопрос его особенно беспокоил, но попытки понять глубже историю своего рода и своего народа не становились преградой к сближению со своими земляками самых разных национальностей.


С лидером греков России И.И. Саввиди в 2009 году

Георгий Ильич Канакиди восстановил в памяти место жительства родственников до депортации в Киргизию в 1942 году.  Семьи как со стороны отца так и матери высылались с Кубани, где, согласно их рассказам своим детям и внукам, им жилось хорошо.

«Мама высылалась из Натухаевки  (станица Натухаевская). Такое место рождения указано  в ее свидетельстве о рождении. Отец - из Крымского района. И какое совпадение! У него в документах записано – село Табаксовхоз, Крымского района Краснодарского края. У меня тоже записан Табаксовхоз, но уже в Киргизии...», –вспомнил Георгий Ильич.

Дядя Георгий, отец Илья Канакиди и бабушка Деспина
(1969 год, г. Джамбул)

Отец Георгия Илья Константинович и мать Мария Филатовна происходили из бедных семей, греков-беженцев из Понта. Георгий успел увидеть бабушек как с материнской, так и с отцовской стороны. Он с сожалением рассказывал о том, что не знает откуда точно из Понта происходила семья мамы отца Деспины Ивановны Коцаилиди. Одним достоверным фактом является то, что она она прибыла в Россию из Турции и вышла замуж в юном возрасте. Родители потеряли ее во время Исхода греков из Понта. Она отстала от корабля. Отец, мачеха и родной брат продолжили свой путь в Грецию. Они больше никогда не виделись.

Илья Константинович и Мария Филатовна, 1948-49 гг. 

«Она сразу же вышла за муж за моего деда. Такая женщина, это прекрасной души человек, прекрасной души, жалостливая, справедливая, настоящая гречанка. Ей было всего четырнадцать лет, когда она вышла замуж за деда Константина, которого я не успел увидеть. Бабушка по маме была из Турции. Ее звали Кераса, фамилия – Зепас. Обе мои бабушки, пройдя через невзгоды, связанные с гонениями на христиан в Османской империи не нашли покоя и в России. Они были похоронены в местах принудительного расселения в Средней Азии. Одна в киргизской земле, другая в казахской», – сказал Георгий Ильч, заметно волнуясь и оценивая в очерной раз свои детские впечатления.  

Георгий Ильич Канакиди в библиотеке своего кабинета, июль 2017 года
(фото: Василий Ченкелидис)

Бабушки остались лежать в земле Средней Азии. Их «Одиссея» не закончилась возвращением в родные места. Прах бабушек можно было перевезти с собой на Кубань и захоронить в местности, где можно было бы посещать их могилы. Георгий Ильич сожалел об упущении, говоря о том, что и мысли такой тогда не возникло. Можно было перевезти их прах, но это не было сделано.

«Если бы можно было вернуться в тот период жизни,  это были 80-е годы, я бы это сделал», – сетовал на себя Георгий Ильич.

Могилы бабушек в какой-то мере сохранились. Только эта мысль успокаивала заботливого внука, переживавшего тогда последнюю стадию сложной болезни. 
На месте, где был похоронен дед проложили дорогу. Будучи еще ребенком он запомнил место захоронения деда Константина, но восстановить по прошествии стольких лет уже ничего невозможно...

Продолжение следует...

(Фотографии из архива семьи Канакиди)

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου