История греков Понта все больше привлекает внимание
исследователей, писателей и деятелей искусств. Понтийский вопрос по прошествии
100 лет с периода основной стадии геноцида в Османской империи перестает быть
делом только понтийских греков. Достижения и трагедии греков этого пограничного
региона древнего греческого мира, Византии и территории расселения греческой
общины Османской империи не оставили равнодушной художницу с острова Саламин
Марию Сидери.
Мария Сидери родилась на легендарном острове Саламин, который любой образованный человек связывает в своих мыслях с Саламинским сражением греков с персами в 480 году до н.э. Из родительского дома Марии видно море. За ним находятся Афины и весь бескрайний мир, ставший греческим благодаря доблести и знаниям греков. С детского возраста Мария обогащала свои знания, познавая историю и дух своих предков через легенды и мифы былых времен, через восхищение героизмом греков в период Национально-Освободительного движения 1821-1829 гг., через веру сначала в 12 богов Олимпа и позже в Иисуса Христа. По этой причине Мария очень рано занялась иконописью.
Дед и отец Марии Сидери переселились на остров Саламин из
города Аргоса. Род мамы художницы проживает на острове издавна. Родители Марии
Константинос и Орсия построили дом, в котором живут их дети и внуки. У Марии есть
брат Георгиос и двое детей, дочь Ваяни и сын Яннис.
Мария Сидери, как и многие художники, придает большое
значение участию в выставках. На ее счету
60 групповых выставок и 12 индивидуальных. Некоторые их них запомнились ей
особенно. Запоминающейся стала выставка на острове Патмос. Мария представила
тему Апокалипсиса Иоанна в 15 картинах и получила награду от Министерства
образования Греции. Картины Марии Сидери сегодня находятся в разных частях
мира, благодаря ценителям ее таланта.
Мария Сидери с особой теплотой относится к написанию ей портрета президента Египта Абдулы-Фаттаха Саида Хусейна Халила Ас-Сиси, который был передан ему через заказавших его представителей. Особое волнение у художницы вызвала оценка ее работы «Святые Равноапостольные Владимир и Ольга» самим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Благодаря одному из меценатов эта работа будет находиться в храме Святого Владимира в Херсонесе (Севастополь).
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл принимаетв дар картину Марии Сидери «Святые Равноапостольные Владимир и Ольга» (фото из архива Марии Сидери) |
«Мне хотелось понять мир людей, находящихся далеко от Греции, по крайней мере в географическом смысле. Конечно же нас объединяет Православие. Мне хотелось познать святость Руси и благородство России XIX века, о которых я читала. Мне хотелось найти побольше данных о Руси до ее Крещения греками Византии. Мне не удавалось понять этот период в истории, пока я не прочитала русские народные сказки. Совет понять душу русского народа через сказки оказался очень важным. Так мне пришла идея нарисовать русскую девушку в кокошнике с жар-птицей. В украшение кокошника я вписала образы христианских святых. На фоне русской зимы я разместила Чудотворный Мандилион. Мне было также известно, что в России особенно чтится Святой Александр Невский. Мне хотелось, чтобы картина с образом этого великого государственного мужа и святого отражала больший смысл, чем чисто человеческий и религиозный. Я заметила, что Александру Невскому благоволила водная стихия. Эту особенность я учла в написании картины», - поделилась своими профессиональными задумками в интервью со мной Мария Сидери.
«Девушка в кокошнике и Жар-птица», картина Марии Сидери (фото: Василий Ченкелидис) |
От
древнегреческого эпоса к истории греков Понта
Особое место в пинакотеке Марии Сидери занимают картины
под названием «ΝΕΚΥΙΑ».
«Меня вдохновила «Одиссея» Гомера. История из древнего
эпоса была в древности запечатлена и в Дельфах. Одиссей спустился в загробный мир,
чтобы получить прорицание для возвращения на родину. Глубокий смысл этого
действа актуален и сегодня. На моей картине изображены около 70 героев. Одиссей
в загробном мире говорил с Гераклом, который когда-то до него тоже спускался в
ад. Эта часть эпоса, в которой человек понимает, что он смертен и находит свой
путь в духовной жизни, должна преподаваться в школах», - сказала Мария,
объясняя роль древнегреческой философии и истории в ее творчестве.
Картины Марии Сидери отражают разные критические моменты
в греческой истории. Она уделяет внимание и регионам, оставшимся за пределами
нового греческого государства созданного в 1930 году и формировавшегося на
протяжении всего XIX и XX веков. Так,
сама того не осознавая, она углубилась в изучение истории греков Понта.
Несмотря на то, что Мария не имеет понтийское происхождение, ей близка боль
беженцев из Понта, потерявших свою родину и своих близких людей. Мария
прочувствовала неугасающую связь современных понтийских греков с их предками,
проживавшими на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) и на необычно
зеленых лугах Понтийских гор, под высокогорными монастырями, построенными ими
на заре христианской эпохи. Первой
работой Марии Сидери с понтийской тематикой стала картина, посвященная геноциду
греков Понта с элементами их легендарной истории.
«Мне всегда хотелось понять, что чувствует человек, вынужденно покинувший свой отеческий дом. Возможно он будет жить на родине, но далеко от места, где родился, откуда его корни. Осознание всех этих процессов подталкивает меня к пониманию состояния человеческой души. Мне близки души людей, как созданий Божьих. В 2019 году мы почтили 100-летнюю годовщину с основной стадии геноцида греков Понта. В 2022 году мы почтили 100-летнюю годовщину Малоазийской катастрофы, трагедии в Смирне и память жертв Геноцида греков Малой Азии и Восточной Фракии. Мне хочется быть рядом с потомками жертв этой трагедии через свои работы», - отметила Мария Сидери.
Мария Сидери с картинами, посвященными героюВасилию Фисатиди и понтийскому царю Митридату Евпатору (фото: Василий Ченкелидис) |
Во время нашей первой встречи с Марией я подарил ей книгу
Костаса Мавропулоса на греческом языке «Легендарный разведчик Василий Фисатиди»,
о героизме понтийского грека, советского разведчика времен Великой
Отечественной войны. Впечатление от книги было настолько большим, что Мария за
несколько дней написала портрет статного офицера советской армии Василия
Фисатиди. Так началось наше сотрудничество историка и художницы.
«Я подумала, что Василий Фисатиди олицетворяет собой
судьбу всего понтийского эллинизма. Он прошел через многое, стал героем, но не поменял
свой образ мышления, не изменил своим идеям и самому себе», - сказала Мария
Сидери.
Душа греков
Понта
Интерес художницы, не имеющей понтийские корни, к истории
моей родной части греческого мира - греков Понта придал мне больше сил для моих
исторических консультаций при написании картин. Во время одного из наших
разговоров я коснулся темы Иконы Панагии (Богородицы) Сумельской и назвал
монастырь Панагия Сумела Акрополем Понта. Так зародилась идея следующей
картины, посвященной Заступнице греков Понта. Мы говорили о древней истории
понтийских греков от мифа о Прометее, распятом на горной вершине Кавказа, и
похода аргонавтов за золотым руном до побед и поражений понтийского царя
Митридата Евпатора. Затем перешли к истории Византии и Трапезундской империи.
Мария не переставала интересоваться все новыми историческими данными, чтобы с
точностью нанести на холст историю в событиях и лицах.
Автор статьи Василий Ченкелидис и Мария Сидери с картиной «Панагия Сумела» (фото: Василий Ченкелидис) |
«Я написала картину с образом Прометея. Не могла остаться в стороне и такая грандиозная личность, как Митридат... очень привлекательная личность для человека искусства. По моему мнению личность Митридата олицетворяет силу понтийской души. Работая над картиной, я постаралась выразить особенности культур, которые были близки Митридату. Греческой, олицетворяющей Европу того времени, и Персидской, олицетворяющей Восток. Сам он, будучи царем греческого региона, основывался на греческих культурных ценностях. Особенно поразил меня феномен митридатизма. Я зачастую форсирую временные периоды. Каждый раз меня вдохновляет какой-либо новый период в истории Понта. Мне хочется почтить память жертв Геноцида греков Понта, изображая героические периоды и самих героев в их истории. Мне хочется обессмертить символы понтийского эллинизма. Особое место в жизни понтийцев занимает Панагия Сумела. Богородица - наша общая Заступница. Но Панагия Сумела для понтийских греков значит что-то несомненно большее. Мне пришла мысль в стиле иконописи отобразить на хосте всю историю Иконы, от Ее написания до создания монастыря на горе Мела в Понте.
Картина Марии Сидери «Чудо Святого Евгения Трапезундского» (архив Марии Сидери) |
Позже, после твоего наставления, Василий, я прочитала о Святом Евгении
Трапезундском и о Его Чуде, которое спасло Трапезунд от нашествия турок Конийского
султаната. Эта история меня очень взволновала. Это тот редкий случай, когда
Чудо признается не только самими верующими христианами, но и иноверцами», -
отметила Мария Сидери.
Мария Сидери не остановилась на ее первых работах,
посвященных грекам Понта. Готовятся новые картины. Понт продолжает привлекать
внимание людей и «Ανθεί και φέρει κι' άλλο»
(Расцветает и несет в себе новое).
Василий
Ченкелидис, историк
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου