Память – наше право на будущее. 18 мая
2019 года в городе Ессентуки был открыт мемориал памяти жертв трагедии греков
Понта. В рамках церемонии открытия мемориала была организована выставка живописных и графических работ молодой российской художницы греческого
происхождения Нины Иоанниди.
Нина Иоанниди и София Чахчахова, участница детского музыкального и танцевального коллектива Греческого общества г. Ессентуки |
Есть на земле места с особой энергетикой
и атмосферой, там дышится легко и хочется думать о вечном. Нет никаких сомнений
в том, что одним из таких мест является храмовый комплекс святых Петра и Павла
в городе Ессентуки. Здесь 18 мая был открыт мемориал памяти жертв геноцида
греков Понта. И в этом есть своя, не подлежащая сомнению закономерность, нечто
продиктованное свыше – здесь должна храниться память о большой трагедии греков
Понта, сюда отныне будут приходить потомки тех, кто попал в жернова страшной
малоазийской катастрофы, чтоб возложить цветы и помолится.
Величественный мемориал – плод труда
огромного количества людей, вложивших в него свою душу, мысли и талант. В нем
все детали символичны, а последовательность их расположения тщательно продумана.
Автор проекта художник Александр Крейдин смог воплотить в камне трагическую
историю тысяч погибших и покинувших родину людей. В центре мемориала расположена
свеча, в основании которой плещется символичная волна Эвксинского Понта, моря,
в котором утонули мечты целого поколения людей и моря, которое все равно
осталось родным для их потомков.
Четыре иконы – Спасителя, Богоматери, Иоанна
Крестителя и Святого Георгия – окаймляют центральную фигуру мемориала. Они выполнены в технике горячей эмали художниками Екатериной и Михаилом
Вдовкиными, иконы представляют собой, копии исторических икон, некогда
хранившихся в Византийских монастырях, рельефные изображения которых
расположены под каждой из них. Многоцветная, монументальная свеча символизирует
величие Византии и ее значимость в христианском мире.
А
за свечой скорбный символ – стена, напоминающая разрушенные и покинутые дома с
выбитыми окнами, и вереницей людей, безмолвно покидающих родные земли. Прочувствованные
до боли проникновенные образы, созданные Александром Крейдиным, погружают
современников в страшные события вековой давности. Но даже в этом зловещем водовороте
люди не теряют надежду и веру, кульминация всей композиции
- человек с лирой, стоящий на развалинах храма.
В основании монументальной свечи
увековечены строки понтийского поэта
Виктора Стофорандова – «Мы живы до сих
пор!», продолжая эти строки, хочется сказать – жива наша культура, живы наши
традиции, потому что нам удалось их сберечь.
Автор репортажа и фото: Ирина И.
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου